Главная Наши земляки Главные жертвы войны
09.05.2025
Просмотров: 166, комментариев: 0

Главные жертвы войны

Детство — это руки мамы и вкусные пироги бабушки. И кажется, что так будет всегда и не может быть по-другому! Может. И было. Война… У целого поколения украла она детство. Дети войны — это поколение бабушек и дедушек. Это на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, горя военных лет. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда загорается в нем любовь к Родине и ненависть к врагам. Именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей.

Сегодня еще можно взглянуть в их лица, глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Не обошло то время стороной и наших мам Тамару Александровну Панышеву и Надежду Ивановну Ежову, которые являются детьми войны.

Тамара

Тамара Гунидина родилась в д. Окинино в декабре 1934 года. Там она проживала со своими родителями (других детей в семье не было — умирали в младенчестве). К началу войны ей было 6 лет. Объявление о начале войны мама не помнит, скорее не осознавала, что произошло. Отца, Александра Васильевича Гунидина, забрали на фронт в сентябре 1941 г. По профессии он был шофер. Но сначала он воевал как боец. В составе военного подразделения в 1942 г. был отправлен в Калмыцкие степи для обороны в случае прорыва в Сталинграде. Затем был Крым, там дед был контужен. После госпиталя снова отправлен на фронт, получил машину, на которой подвозил снаряды. Дома, в деревне, получали его письма-треугольники. Бабушка Феша молилась сама и заставляла молиться маму за здравие отца и всех наших воинов. Александр Васильевич прошел, а скорее проехал, от границ Советского Союза до Германии и закончил войну в Берлине.

Мама вспоминает, что детство было нелегким, к труду приучались с 5 лет. Бабушка Феоктиста Ивановна работала в колхозе. Женщины трудились не покладая рук. Летом работали по ночам: в поле было гумно, где молотили хлеб. В деревне оставались старики и дети. Мама была маленькая и боялась ночью оставаться одна, часто приглашала к себе подружек. До войны семья имела крепкое хозяйство: большой огород, во дворе живность — корова, овцы, летом держали гусей. Мама рассказывала, что весной только картошки высаживали мешков пятнадцать. И сколько времени и сил требовалось, чтобы ухаживать за ней?! Во время войны бабушка свое хозяйство сократила, поскольку дед был на фронте и руки ее были одни. Мама вспоминает бабушкины поручения: в какое время вынуть кашу из печи, когда загнать гусей, нужно было кормить пастухов.

В 1942 году Тамара пошла в школу. В деревне она была начальная, в которой преподавали 2 учительницы, занимались в две смены. Тетрадей не хватало, писали на газетах. В классе было холодно, занимались одетыми. В семье сохранилась фотография класса военного времени, в котором училась Тамара. Все одеты очень бедно, видно, что вещи у многих перешиты. После окончания четырех классов далее в 5 класс переходили учиться в Большое Мурашкино. Это были первые послевоенные годы. Из деревни 7 километров осенью и весной ходили пешком. Из дома брали бутылку-четверок молока и кусок хлеба, очень ждали перемену, чтобы это съесть. Позднее, на зиму, по 2-3 человека снимали квартиру в Большом Мурашкине, чтобы каждый день не ходить домой.

Тамара (справа) с подружкой. 1940-1941 гг.

Отцу мамы посчастливилось остаться живым, вернулся домой в сентябре 1945 года. Этот эпизод четко остался в памяти мамы. Дед пришел неожиданно, телефонов тогда не было. В избе собралась вся родня, и смеялись, и плакали, потому что не каждому довелось вернуться с войны. Дедушка Саша привез домой подарки.

И снова работа, которую дед любил, и как вспоминает мама: «Не пролежит на печи напрасно».

Надежда

Надежда Ивановна Ежова, моя свекровь, родилась в многодетной семье Малафеевых Ивана Ивановича и Прасковьи Андреевны в деревне Картмазово в сентябре 1934 года. В семье было 6 детей: три дочери и три сына. К началу Великой Отечественной войны старшей дочери было 16 лет, младшей — несколько месяцев, а нашей героине Наде — едва исполнилось 6.

Ивана Ивановича забрали на фронт зимой 1941 года. Надя помнит, как отец взял  на руки, посмотрел на нее, поцеловал, потом сел на сани и его увезли. Больше семья его не видела. Он погиб 5 декабря 1942 года, похоронен в дер. Новинки Киришинского района Ленинградской области. Эта краткая информация о гибели и захоронении Ивана Ивановича размещена в Книге Памяти Большемурашкинского района.

А дома, в деревне Картмазово, осталась Прасковья Андреевна с шестью детьми. В маленькой избе одна комната — спали на кровати, печи, на полу стелили солому, бросали какую-то одежонку, а утром солому стелили скоту. Сама бабушка Прасковья работала в полеводческой бригаде. Сезонная работа самая разная, и очень часто под солнечным пеклом — прополка посевов, окучивание растений, жатва ржи и пшеницы серпом, заготовка сена. Это адский труд даже в мирное время, а в военное годы — не доедали и не досыпали, ведь Победа ковалась и в тылу. Зимой занимались доставкой кормов для скота — сена, соломы, еловых веток. Во дворе две козы и куры. Свекровь до сих пор помнит вкус козьего молока, которое давали семейные кормилицы. Бабушка Прасковья вставала очень рано, топила печь. Еда — картошка, каши. Огурцы и капусту солили на зиму огромными бочками.

Старшей сестре Екатерине исполнилось 17 лет, она участвовала в заготовке торфа на торфяниках в г. Дзержинске. Брат Григорий работал в бригаде плотников. Брат Куприян был помощником матери на огороде и во дворе, а маленькой Наде хоть и было самой 7 лет, было поручено нянчиться с 3-летним братом. Малышка-сестренка в годы войны умерла.

Свекровь вспоминает, что уже после войны купили телочку, и семья обзавелась коровой. Жизнь легче не стала. Яйца, мясо — все несли на рынок, чтобы купить одежду и обувь детям.

В годы войны Надя пошла в 1 класс. Начальная школа была в деревне — две классные комнаты, обучали детей две учительницы. Одежда была ветхой, донашивала после старших. Постоянно хотелось кушать. После окончания 4-х классов дети фотографировались на память, а Наде нечем было заплатить за фотографию...

Изнурительный труд сказался на здоровье матери Надежды, она заболела и умерла в 1956 году, выполнив свое материнское назначение почти до конца: все дети встали на ноги, трое старших уже имели семьи. Под опекой Надежды оставался брат Виктор, которому шел восемнадцатый год, и уже она сама позднее провожала его в армию.

Самостоятельная жизнь Надежды Ивановны сложилась тоже непросто: пришлось одной поднимать сына Олега, но простой и скромной женщине это удалось. Она воспитала сына достойным, трудолюбивым и порядочным человеком, которому пришло уважение людей.

Несмотря на все трудности и испытания, через которые прошли наши героини, они состоялись в жизни, трудились на благо страны и поселка. Они прекрасные матери, бабушки и прабабушки, и до сих пор помогают и поддерживают семьи своих детей и внуков.

Марина Ежова, Светлана Малиновская

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
       

Реклама

Сообщи, где торгуют смертью
Своих не бросаем!