Главная Общество Заповедь, закон и современность
16.10.2012
Просмотров: 1490, комментариев: 0

Заповедь, закон и современность

Человечество сколько себя помнит, всегда рассуждало о том: что такое хорошо, а что такое плохо? И рассуждало оно об этом нравственном вопросе на всех уровнях: в семье, в обществе, в государстве — человека этот вопрос всегда тревожил и не оставлял равнодушным.

Принято считать, что в основе этих рассуждений, по крайней мере, для нашей истории, всегда лежали религиозные, а точнее сказать, Библейские принципы: «не убий», «не укради», «не пожелай» и т.д. Некоторые считают, что появление этих принципов можно прописать человеческому гению. Нисколько не оспаривая такую точку зрения, все же хочется заметить, что человек, написав эти заповеди, в нравственном отношении поставил перед собой такую цель, которую, если быть самокритичным, более чем сложно достичь, исполнить. Кроме того, нужно отметить, что заповеди — это не свод законов, что присуще судебной системе, это скорее некий отеческий совет, некое предупреждение человеку: не делать то или иное, не из-за страха, а из-за важности для самого человека. Заметим при этом, что внебиблейские законы древних народов рассматривали проступки людей с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества — в них чувствуются нравственное несовершенство их представителей.

Внимательно перечитывая заповеди, мы чувствуем в них отзвук своего внутреннего содержания, понимаем, что исполнение заповедей несет мир в наши души. В заповедях — наша совесть. Не потому ли «Моральный кодекс строителя коммунизма» советского прошлого основывался на библейских принципах, несмотря на то, что идеология коммунизма отрицало бытие Бога? И здесь хотелось бы подчеркнуть самое главное, что есть в жизни каждого человека — это стремление человека всегда сохранять свое нравственное достоинство, не ронять право называться человеком. В этом более чем сложном процессе возделывания нашей личности мы вне зависимости от того осознаем ли мы свою причастность к вере или нет, идем навстречу Богу.

Но, к сожалению, время таково, что эту встречу мы все откладываем и откладываем под самыми разными предлогами.

Мы все чаще и чаще сталкиваемся с такими жизненными обстоятельствами, в которых основополагающие принципы человеческой нравственности если не напрямую, то косвенно пренебрегаются.

Мы вошли в полосу, так называемой, массовой культуры, нам бросают вызовы глобализиционные процессы, которые полны искушений и соблазнов. И сила их в том, что все они рядятся в одежды прав и свобод. Очень трудно устоять человеку, особенно молодому, перед их заманчивыми идеями. Кому-то они говорят: бери от жизни всё — ты этого достоин; кому-то указывают на врагов прав и свобод и призывают с ними бороться, кого-то призывают раскрепощать человеческие инстинкты, кому-то сулят достаток и благополучие на чужом горе… Словом, предлагают товары на разные вкусы.

Время показывает, что мы уже не те, что были раньше. На наших глазах прерывается живая связь передачи нравственных ценностей через традицию. Если раньше мать, как носительница традиции, говорила дочери: «… это плохо», то дочь усваивала «это плохо» не потому, что было много аргументации, а потому, что так сказала мама, а маме – бабушка (или сыну сказал отец, а ученику – учитель). Сегодня эта схема традиционного воспитания уже дает сбои, а в отдельных случаях и вовсе перестает работать. Теперь уже не принято говорить «мама сказала», «папа сказал» или «учитель сказал», а даже наоборот. Иногда в семьях дети диктуют свою волю родителям, а в школе ученики учителям.

Существует одна, на первый взгляд, забавная, а на самом деле более чем серьезная жизненная история:

В поезде, в купе, едет молодая мама с ребенком лет пяти. Напротив них сидит молодой человек, со жвачкой во рту, и в зрелых годах женщина. Ребенок постоянно болтает ногами, норовя при этом пнуть женщину. После долгого терпенья женщина обращается к молодой маме и говорит: «Скажите, пожалуйста, своему ребенку, чтобы он не пинался». На что мама равнодушно отвечает: «А я своему ребенку ничего не запрещаю». Молодой человек, с ухмылкой реагируя на слова молодой мамы, поднимается и плюет ей в лицо жевательную резинку со словами: «Мне в детстве тоже ничего не запрещали». Добавим к этому, что виновник громкой аварии в Москве, в результате которой погибли семь человек, заявил следователям, что всегда делал то, что хотел.

«Вот эти границы свободы, ответственности, обязанности перед обществом — они просто размыты целиком», признал Президент Владимир Путин.

Отчего же происходят волнующие факты нашей жизни? Не результат ли это того, что мы, забыв о самих себе, забыв о традиции, идем в никуда. Не свидетельство ли это того, что так называемая массовая культура, направленная на потребление, воспитывает новый тип человека – человека индивидуалистичного, заинтересованного в самом себе, человека без рода и племени. И, как следствие, из жизни нашей могут уйти такие понятия как уважение к своему прошлому и любовь к ближнему. И только тот, кто не хочет этого признавать, не замечает этого. Отказавшись от бережного хранения ориентиров традиции, мы все чаще и чаще успокаиваем себя тем, что у нас законодательство далеко от совершенства, а, следовательно, усовершенствовав его, можно будет воспитать правовое сознание и наладить баланс интересов граждан в обществе.

Безусловно, когда есть закон – тогда и есть преступление против закона. Но в законе ли только проблема? Иногда люди в совершенстве знают закон, но нарушают его. Почему бабушка в деревне, не зная закона, не нарушает его, а люди просвещенные сознательно идут на его нарушение, выискивают лазейки в законодательстве, чтобы обойти его. К каждому ведь стража порядка не приставишь. Для того, чтоб исполнять законы, необходимо, прежде всего, жить по закону совести, беречь традицию, вековую культуру. Некоторых занимает мысль, а что будет, если полностью отказаться от своего культурного прошлого?..

В данном случае вновь нужно вспомнить Президента Владимира Путина, который сказал, что если мы разрушим культурный код народа, то можем потерять свою государственность. Государство имеет не только свои географические рубежи, но и нравственные, и их разрушение тоже грозит гибелью.

И есть все основания полагать, что всегда найдутся те, кто под лозунгом прав и свобод захочет в этом убедиться. Ведь разрушить нравы гораздо проще, чем разрушить рубежи – денег поменьше надо. А потом всегда заманчиво делать то, что хочу, нежели рассуждать о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Настоятель Троицкой церкви протоиерей Димитрий
 

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!