Интервью
фотогалерея
«Я хочу домой!»
Все дети-сироты мечтают иметь родителей и жить в семьях
Наверное, не каждый задумывался о том, как страшно стать одиноким. Речь идет о детях, живущих в детских домах и зачастую при живых родителях.
В нашем Большемурашкинском детском доме сегодня 24 воспитанника в возрасте от 9 до 19 лет. Так называемых круглых сирот – 6 человек, остальные – социальные сироты. И поверьте, каждый ребенок мечтает иметь родителей и жить в семье. Остается только надеяться, что с принятием «закона Димы Яковлева» ситуация изменится к лучшему.
О проблемах, возникающих в ходе усыновления наших детей иностранцами, Путин сказал: «Насколько я знаю, подавляющее число граждан России вообще негативно относится к тому, что иностранцы усыновляют наших детей. Нам нужно самим этим заниматься, стимулировать передачу в семьи наших детей-сирот. Для этого нужно снимать бюрократические барьеры, увеличивать поддержку семьям, которые берут детей».
Наша страна остается единственной в мире, где год от года растет и развивается сеть сиротских приютов, детских домов, где переполнены школы-интернаты и спецшколы со спецПТУ для малолетних преступников. А пока руководители нашего государства думают над этой проблемой, дети из детского дома конкретных решений ждать не хотят – они устраивают побеги из казенных учреждений. Куда убегают они, спросит читатель? Об этом мы спросили у директора районного детского дома Илоны Артуровны Зиновьевой.
— Беда наша в том, что мы все со своей помощью подростку иногда опаздываем, — рассказывает Илона Артуровна. — Попадают к нам уже сформировавшиеся личности: живя в неблагополучных семьях, они бродяжничают, совершают правонарушения. Чтобы спасти ребенка, надо как можно раньше избавить его от дурного влияния родителей. А уж если вынесен медицинский приговор о наличии у ребенка проблем с психикой, «трудным» он становится автоматически. И не только «трудным», но и вроде бы потенциально опасным, да к тому же, как никто другой, подвержен чужому влиянию. И если это влияние дурное, то дети совершают кражи, убегают из детдома к родителям, лишенным своих прав, к родственникам, мотивируя свои поступки только одним желанием — жить в семье. Так и говорят: «Я хочу домой!». География побегов в последнее время расширилась — Вад, Городец, Нижний, Москва.
Чтобы оградить ребенка, и так уже обиженного судьбой, от чьей-то злой воли, коллектив детского дома готов до последнего отстаивать своих питомцев от любого дурного влияния. Илона Артуровна с гордостью показала мне светлые комнаты, уютные спальни, столовую, спортзал, где есть многофункциональные тренажеры,а воспитатель А.С. Рукавишников составляет индивидуальные программы тренировок для каждого ребенка.
А какие дети талантливые! Об этом директор может говорить часами. Они рисуют, делают различные поделки из кожи, участвуют в конкурсах, танцуют, поют. С детьми занимаются специалисты — психолог, социальный педагог, воспитатели.
— Обидно, — говорит директор, — что, несмотря на все старания, есть правонарушения среди наших воспитанников, в том числе и побеги. Кстати, дети из числа круглых сирот не убегают, только один мальчик уходил без разрешения в райцентр. Но есть и хорошие моменты — многие наши выпускники держат с нами связь, звонят, приезжают, обращаются за помощью.
— Илона Артуровна, сколько детей было усыновлено из вашего детского дома?
— За 6 лет существования детского дома не было усыновлено ни одного ребенка, потому что люди предпочитают усыновлять грудничков. Под опеку был взят один ребенок, двое – возвращены в родную семью, в приемную семью ушли 12 детей, из которых двое возвращены назад: им было уже по 16 лет, и приемные родители не справились с ними.
Чтобы не было таких возвратов, у нас при детском доме открыта школа приемных родителей. Потенциальных родителей обучают два месяца, выдают специальное свидетельство, без которого невозможно взять ребенка в семью. С родителями работают психолог, соцпедагог, врач, юрист, специалист отдела опеки – все они тоже прошли обучение.
Почему плохо берут детей в семью? Причина еще в том, что у нас по двое, трое и даже четверо ребятишек из одной семьи, разделять их нельзя. Поэтому не каждый решиться взять сразу несколько детей.
— А что делается, чтобы детей из детдома заметили и захотели принять в семью?
— Устраивать «смотрины» мы не имеем право. Даже когда отправляем поделки на областной конкурс, в подписи ставим только имя и сколько лет. Нельзя даже название учреждения писать. Все усыновления проходят через банк министерства образования. А мы всё делаем для того, чтобы любой ребенок смог себя проявить в досуговых и спортивных мероприятиях. Таким образом детей и можно увидеть – на концертах, на соревнованиях. Кто-то, может быть, заметит наших детей. А для нас нет выше долга и стремления, чтобы желание детей обрести семью исполнилось.
Справка. «Закон Димы Яковлева», запрещающий усыновлять детей из России гражданам США, вступил в силу 1 января 2013 года. Документ стал ответом России на принятый в США «акт Магнитского», который вводит визовые санкции в отношении ряда россиян.
На сегодня в нашем районе насчитывается 66 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых:
- — в детском доме проживают 24 ребенка от 9 до 19 лет;
- — под опекой находятся 16 детей от 11 до 18 лет;
- — в приемных семьях – 26 детей от 3-18 лет.
За 2012 год в районе был усыновлен 1 ребенок, а 5 детей взяты под опеку. На территории района проживают сегодня 5 усыновленных детей.
Надежда ФЕДОТОВА