Интервью
фотогалерея
Введение нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России Д.А. Медведева начался федеральный эксперимент по введению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ). Начиная с сентября 2012 года, его преподавание будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ в последнее время вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Он имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Основные особенности:
- преподавать данный курс в школе будут светские педагоги, прошедшие соответствующую курсовую подготовку;
- курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
- cодержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России;
- содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья, 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
- новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учителя, которые будут преподавать данный предмет, прошли курсовую подготовку в Нижегородском институте развития образования, кроме этого, на муниципальном уровне разработан план мероприятий по введению данного предмета, который сдержит в себе:
- проведение семинаров для руководителей ОУ;
- создание творческого сообщества учителей, ведущих данный предмет;
- размещение темы для обсуждения на форуме сайта управления образования: uoa-bmur.ucoz.ru;
- повышение квалификации учителей, планирующих преподавание ОРКиСЭ;
- закупка учебных пособий в соответствии с выбором родителей, учащихся.
Во всех образовательных учреждениях района уже проведены родительские собрания с родителями обучающихся 3 классов, после которых образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса определит перечень модулей учебного курса ОРКСЭ.
По новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика, родителей и других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.
По всем вопросам, возникающим в связи с введением предмета, можно обращаться по телефонам 5-22-36, 5-17-13.
Заместитель начальника управления образования Н.А. ГОРОШКОВА
По выбору родителей
О ходе подготовительных работ к преподаванию нового курса рассказала заместитель директора БСШ по учебной работе Марина Германовна ЕЖОВА:
— В соответствии с поручением Президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.2009 № Пр-2009 в школе создана рабочая группа для обеспечения внедрения курса ОРКиСЭ. Кроме меня, в ее состав входят: учителя И.Н. Краева и Ж.Е. Плетнева, заведующая школьной библиотекой Л.Н. Сарбаева, руководитель школьного методического объединения Л.Г. Кочешкова. Разработан комплексный план по внедрению курса.
3 марта в школе прошло собрание родителей третьих классов, на котором они встретились с преподавателями, познакомились с особенностями модулей, формами и методами работы. В собрании принял участие настоятель храма святой живоначальной Троицы протоиерей отец Димитрий. Учителя ознакомили родителей с программами и учебниками по каждому модулю. Результаты выбора были зафиксированы в протоколах собрания и письменных заявлениях родителей. После общего собрания были проведены консультации по интересующим вопросам.
Из 47 учащихся 46 будут изучать модуль «Основы православной культуры» и 1 учащийся – «Основы мировых религиозных культур». Также был проведен педагогический совет и написан приказ о закупке учебно-методического комплекса.
Дмитрий УРЕЗКОВ