Главная Общество Владимир Чугунов: кризиз доверия
05.06.2012
Просмотров: 2189, комментариев: 0

Владимир Чугунов: кризиз доверия

Вышедшая за пределы церковных стен распря моих собратьев по поводу законности обладания движимым и недвижимым имуществом нашего церковноначалия побудила меня высказаться по этому поводу. Не буду лукавить, всё это копилось во мне на протяжении 20 лет священнического служения. Да всё не хватало духу, да и повода для откровенного разговора. Дьякон Андрей Кураев своим ответом протоиерею Всеволоду Чаплину не только дал мне такой повод, но и вогнал в стыд, напомнив свято-отеческое изречение о том, что «молчанием предаётся Бог».

Разделяя мнение дьякона Кураева по поводу недопустимости подмены священником Чаплиным Евангелия, всё-таки вынужден напомнить ему хотя бы об отце Иоанне Кронштадтском, который не стеснялся принимать в подарок дорогие рясы, и даже однажды принял в подарок целый пароход. На даримые ему деньги, правда, как доподлинно известно, он построил множество церквей и монастырей, ежедневно кормил массу нищих, содержал Дом трудолюбия… Но не в этом суть, а в том, что ни у кого такое поведение (принятие денег и имущества от почитателей) тогда не вызывало никакого нарекания. Были упрёки только по поводу шёлковых ряс (мол, батюшка любит рядиться), на что отец Иоанн вынужден был даже письменно оправдываться: я не могу, примерно так отвечал он, обидеть старушку, которая своими собственными руками сшила мне эту рясу.

Так почему же не вызывало нарекания батюшкино «сребролюбие»? Да потому, что в те благословенные времена все эти «дарения» относились к законным доходам священнослужителей и назывались «кружкой». Все до одного священника, по слову Священного писания, «питались от жертвенника», как преемники апостольского служения. Эти приношения Священное писание именует ещё «жертвой за грех». Сказано там же, что «от жертвенника имеют права питаться только священник и его семья».

Для чего это установлено?

А для того (даже боюсь озвучить), чтобы возгревалась ревность пастырей к «молитве за людей». То есть за тех, кто об этом просит. Священники, собственно, и выделены из народа для того, чтобы молиться не только о «властех», «воинстве», «мире всего мира», «благорастворении воздухов» (хорошей погоде), но и о «здавии и спасении» и «благом поспешении» (об удачном бизнесе, как бы теперь выразились) каждого просящего и нуждающегося в этом человека. Не за всё человечество вкупе, а за каждого человека поимённо – Василия, Татьяну и т. д.

Отец Иоанн Кронштадтский так прямо и говорил: «Господь дал мне послушание молиться за тех, кто просит». И скрыть такой «светильник» под кроватью или, как выражается Писание, под спудом, даже могущественным членам Святейшего Синода не удалось, и они даже возмущались, как это без их ведома, да ещё не в церковной газете, да ещё помимо цензуры, посмели напечатать статью, в которой были засвидетельствованы случаи чудес, совершённых по молитве Кронштадтского праведника... И потекли толпы нуждающихся в Кронштадт. И прошу сразу заметить, не с пустыми руками. Всяк «тащил» доброму батюшке всё, что мог. И «натащили» столько, что одному век бы не изжить.

Но батюшка не пошёл по пути нынешних олигархов, не завёл, например, счетов в иностранных банках, не стал скупать движимость и недвижимость в других епархиях и за пределами своей канонической территории, не стал откладывать на чёрный день, даже квартиру отказался сменить на более удобную, не говорю уж о дачах на море или на озере Селигер, а стал всё до копейки раздавать нуждающимся и строить храмы....В наши возрожденческие времена всех этих «приношан» давно бы уже аккуратно выстроили перед «стойкой», той самой, куда теперь «сорокоусты, годовые, заказные и простые записки подают», иначе мигом бы прекратили «сие беззаконное столпотворение»...

Ныне священник, лишённый законной «кружки», «поползнувшийся помимо кассы» отпевать или править требы (в нижегородской епархии, например, это происходило на одном из епархиальных собраний), выставляется в качестве вора, и ему правящий архиерей даже грозит во всеуслышание лишением сана. Более того, в нижегородской епархии церковный доход руководитель КРГ (епархиальной налоговой полиции) именует «владыкиными деньгами». Так и говорит на собраниях благочинных или при «наездах» с проверкой на какой-нибудь приход: «Вы утаили владыкины деньги». Речь идёт о так называемых «чёрных кассах», к которым ввиду драконовского налога на содержание епархии и духовных училищ (30% от оборота, а не от прибыли, заметьте, вместо прежних законных 10%), вынуждены прибегать сельские приходы, поскольку 30% от оборота – это, практически, вся прибыль. Понятно, что такой налог для них непосилен, вот они и «утаивают владыкины деньги» для того, чтобы купить, например, на зиму угля для храмовой котельной, краску для отопительных труб или кровли, и даже просто «поллитру», чтобы обкосили вокруг храма траву… Христос такое усердие со стороны канцелярской бюрократической машины называет «оцеживанием комара». Для сравнения стоит заглянуть в Печёрский монастырь в Нижнем Новгороде, какую там отгрохали для правящего архиерея сауну! Одна из женщин, работавшая на очистке строительного мусора, увидев, в какой роскоши живёт и «купается высокое монашество», даже перестала ходить в храм. Да, в канонах написано, что епископ имеет право управлять церковным имуществом, но… только под контролем священников и дьяконов. А у нас кто и когда их контролировал? И там же написано, что епископ имеет право тратить деньги только на самое необходимое. Никакой роскоши.

И надо сказать сразу и честно: такое явление, как Иоанн Кронштадтский, в нынешней РПЦ, которая руководствуется в своей деятельности юридическим Уставом, просто немыслимо. Относительно нынешнего Устава РПЦ приход – простое экономическое звено, а священники – наёмники.

Так что причина нападок на Церковь вовсе не в обладании священноначалием движимым и недвижимом имуществом (это всего лишь следствие), причина – в подмене Божьего установления (канонического церковного устроения) установлением человеческим (нынешним Уставом РПЦ).

По канонам епископ, например, не имеет права перемещать священников с прихода на приход без основательных на то причин – канонических нарушений, без согласия народа, без желания самого священника, а Устав РПЦ даёт такое беззаконное право епископам некой «целесообразности ради» перемещать священство с места на место, не обращая внимания на мнение народа. И никто не хочет понять, что это всё равно, что в семье ради некой призрачной «целесообразности» постоянно менять отцов. Но приходы не распоряжениями архиерейскими созидаются, а годами кропотливого труда. А у нас священников превратили во временщиков и говорят о каком-то духовном возрождении, да ещё не стыдятся упрекать их в том, что они превращаются в простых «кадиломахателей».

Для наглядности понимания губительной практики этой «целесообразности» приведу случай в городе Семёнове Нижегородской епархии.

Будучи членом редколлегии нижегородского литературно-художественного журнала «Вертикаль», я имел случай видеть документы, которые поступили в редакцию от нижегородской паствы. Главный редактор тогда направил письмо и копию этих документов в Московскую Патриархию на имя Святейшего Патриарха Кирилла.Ответ пришёл не скоро, но всё-таки пришёл за подписью игумена Саввы (Тутунова). Прежде чем озвучить ответ, давайте посмотрим на проблему. Вот текст письма:

«Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ от паствы нижегородской

Ваше Святейшество, благословите! Ваше Святейшество, к Вам обращается паства нижегородская только потому, что мы не видим иного выхода из сложившейся за время правления Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия ситуации в нашей епархии. Мы крайне обеспокоены тем, что с нашим мнением совершенно не считается правящий архиерей, постоянно переводя наших священников с места на место. Наши письма с просьбами оставить наших священников на приходах совершенно игнорируются. Создаётся такое впечатление, что мы никакого отношения к Церкви не имеем, тогда как именно на наши трудовые средства отреставрированы и содержатся многие храмы. Покойный митрополит Николай (Кутепов) такого отношения к пастве никогда себе не позволял, к нему можно было приехать делегацией с прихода, и он всегда внимательно относился к просьбам прихожан. Совершенно иначе ведёт себя нынешний архиерей. В качестве примера к нашему обращению прилагаем копии писем прихожан, общественности, руководителей предприятий города Семёнова, с просьбой оставить настоятеля единственного в городе православного храма, протоиерея Игоря Иудина, создавшего первую в Нижегородской епархии православную гимназию, почётного гражданина г. Семёнова, прослужившего 15 лет на приходе, свои просьбы присоединили Глава администрации и глава Земского собрания, но всё это архиепископ Георгий проигнорировал. Отец Игорь, в итоге, вынужден был перейти в Ивановскую епархию. И это не единичный случай. Та же история произошла в г. Павлово, г. Кстово, г. Городце, г. Выксе, да практически во всех благочиниях и храмах Нижнего Новгорода и области. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на сайт Нижегородской епархии, нет храма, которого бы не коснулась разрушительная, на наш взгляд, практика перемещения священства с прихода на приход. А ведь многие священники прослужили на приходах по 10, 15, 20 и более лет, за эти годы прекрасно всех своих прихожан узнали. А теперь что? Настоятелями и благочинными ставятся молоденькие, совершенно неопытные в духовной жизни священники, довольно часто просто карьеристы.

Ваше Святейшество, если сейчас провести Епархиальное собрание всего духовенства и на собрании поставить вопрос о доверии клира правящему архиерею, и провести тайное голосование, подавляющее большинство духовенства выразит недоверие к деятельности правящего архиерея, которая, какими бы словами и внешними делами не прикрывалась, в итоге направлена на разрушение приходской жизни. Если суть Церкви – единство жизни в Боге, единомыслие, то ни о каком единомыслии теперь не может быть и речи.

И ещё. Налоги с приходов установлены просто драконовские: 30% от оборота и 2% на неприкосновенный запас, накопления которого архиерей в любое время имеет право забрать у любого прихода на нужды епархии. Таким образом, практически, вся прибыль поступает в Нижегородское епархиальное управление. Городские приходы ещё выживают, а многие сельские храмы находятся в крайней нищете: не на что вести текущий ремонт, содержать дома причта, не на что закупить ассортимент православной литературы, священство находится в крайне тяжёлом финансовом положении.

Из одного конца области священники ездят служить в другой, порою за триста километров. Те, которые не могут этого делать по состоянию здоровья, выводятся за штат без права служения. Иначе, если заболел, ты и твоя семья – иди по миру. Наушничество и доносительство развиты, как во времена инквизиции на Западе.

Ваше Святейшество, извините, но такая дискриминация не может считаться не только нормой церковной, но даже гражданской жизни. И при этом ещё ведётся речь о каком-то духовном возрождении!

Простите, Ваше Святейшество, но молчать о таком беззаконии больше нет никаких сил. Судя по Вашей широкой миссионерской деятельности, открытости диалога между Церковью и обществом, не хочется верить, что разрушение приходской жизни посредством постоянной замены священников, игнорирования мнения прихожан, непомерных налогов, попустительство хамству, путём назначения неопытных в духовной жизни молоденьких священников к руководству многоштатными приходами и благочиниями, безнаказанность благочинных и секретаря епархии из-за невозможности подать на них жалобу правящему Архиерею, утвердившись на Нижегородской земле, станет нормой церковной жизни.

...Обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, с верой и надеждой, что душевный вопль паствы нижегородской будет услышан».

И ко всему этому целая кипа писем от коллективов фабрик, заводов, всевозможных ЗАО, ООО, ОАО, ИП, Муниципальных учреждений, городских аптек, разных бытовых служб и даже метеорологической станции. И везде одно и то же: обращаемся к Вашему милосердию, надеемся на понимание, ходатайствуем, просим, даже умоляем оставить нам нашего доброго пастыря. ...Мало того! Глава района, глава Земского собрания лично ездили просить архиерея внять мольбам и просьбам общественности. И что же? Лёд от таких прошений растопился бы, не то что простое человеческое сердце. И только сердце правящего архиерея осталось совершенно безучастным.

А теперь ответ игумена Саввы (Тутунова) от лица Московской Патриархии от 20. 09. 2011 г. № 01\6627.

«Главному редактору журнала «Вертикаль. XXI век» В.В. Сдобнякову

Уважаемый Валерий Викторович! Ваше письмо от 27 июля 2011 года на имя Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА получено.

По благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия сообщаю, что присланные Вами документы, касающиеся протоиерея Игоря Иудина, который уже два года находится в штате Ивановской епархии Русской Православной Церкви, в связи с чем возвращаться к вопросу о месте его служения в Нижегородской епархии нет целесообразности.

С уважением Заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен САВВА (Тутунов)».

Иными словами, Московская Патриархия, в лице игумена Саввы (Тутунова), считает «целесообразным» подобные беззакония продолжать. И они, естественно, продолжаются. И о них знают все. А народ всё больше и больше утверждается в недоверии к Патриарху, в лице игумена Саввы (Тутунова) покрывающему подобные беззакония...

Вся Россия, все епархии, весь Интернет полны разговоров о том, что ещё называется «архиерейским произволом», и когда всё всплывает наружу, священник Чаплин выдаёт это «за происки врагов Церкви» или за нежелание священства «трудиться». Ему, похоже, из тесного кабинета виднее, как надо «трудиться» на приходских просторах. Когда же мы, наконец, будем прислушиваться к гласу Божию – гласу народа? Нельзя же через «рекламный ящик» говорить одно, а делать совершенно другое...

Так что дело духовного возрождения не с создания гигантской канцелярской машины надо бы начинать, а с создания условий для нормальной приходской жизни на местах. Создадим нормальные условия – и всё потихоньку начнёт исправляться. Когда будут священству даны законные права, появится и инициатива, которую надо всячески поддерживать, а не душить, как, например, в г. Семёнов. И пока такие безобразия не прекратятся, никакие административные меры не помогут. Пока не перестанут издеваться над приходским священством и народом (переводить с места на место без основательных причин и желания прихожан), не вернут священству законные права (в том числе и законную «кружку»), никакого духовного возрождения не будет. Храмы строиться будут, а возрождения не будет...

В Церкви всегда ценился только опыт. А он-то как раз и попирается ныне посредством бездушного церковного аппарата и архиерейского произвола на отдельных местах.

Владимир ЧУГУНОВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД
«Литературная Россия», №18-19. 11.05.2012 (в сокращении)

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!