Главная Общество Учительские династии школы
24.05.2024
Просмотров: 298, комментариев: 0

Учительские династии школы

История Большемурашкинской школы для слабослышащих и позднооглохших детей богата учительскими династиями.

Леонид Григорьевич Кочуев начал трудовую деятельность с 17 лет, после окончания школы в 1940-м году, в Маломурашкинской начальной школе. А в сентябре 1941-го ушёл на фронт, прошёл всю войну, несколько раз был ранен, лежал в госпитале. Один осколок от снаряда так и остался в лёгком фронтовика и во время медосмотра всегда был виден на флюорографии. Как семейная реликвия, сохранились военные права техника-лейтенанта Кочуева на управление гвардейским миномётом «Катюша», а также много боевых наград: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «Георгий Жуков», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Боевые награды наглядно показывают, какой трудный путь прошёл лейтенант Кочуев дорогами войны, каким чудом остался живым в самых кровопролитных сражениях. Вернулся с фронта Великой Отечественной войны в 1948 году после окончания битвы с Японией и стал работать в нашей школе воспитателем с февраля 1949 года. Поступил в Горьковский учительский институт и вскоре стал преподавать математику и физику, занимал также должность старшего воспитателя. За многолетний и добросовестный труд Леонид Григорьевич заслужил звание «Ветеран труда». Валентина Леонидовна Сверчкова пошла по стопам отца и после окончания в 1976 году Горьковского государственного университета имени Н.И. Лобачевского всю свою трудовую жизнь посвятила нашей школе, 37лет работала учителем математики, имея единственную запись в трудовой книжке. Общий трудовой учительский стаж этой династии 74 года.

Работали в нашей школе учителями начальных классов мать и дочь Нина Васильевна Македонская и Татьяна Сергеевна Егорова, воспитателями—мать и дочь Мария Михайловна Степашина и Людмила Михайловна Мошкова, учитель русского языка Лидия Евгеньевна Андронова и её дочь — учитель физической культуры Лия Константиновна Кочеткова — Отличник народного просвещения. Лидия Евгеньевна закончила Нижегородское епархиальное училище с педагогическим уклоном и стала трудиться в 1917 году в церковноприходской школе, затем в школе глухонемых занимала должность завуча. Лия Константиновна начала работать в нашей школе в 1962 году и посвятила этой профессии всю свою трудовую жизнь — 47 лет. В то время в школе воспитывалось более 180 учащихся. Учителя физической культуры вырастили отличных спортсменов. В школе находилось более 60 призовых кубков. Гордостью школы являются воспитанники-спортсмены Анатолий Гришанов, Александр Шарынин, Алексей Белоногов. Некоторые выпускники закончили техникумы и институты по физическому воспитанию и стали работать тренерами. Несколько лет наша школа держала 1-е место по эстафетному пробегу на призы районной газеты «Знамя». С. Лебедев, А. Андронов, В. Радянский, В. Петелин–чемпионы первенства РСФСР по лыжным гонкам среди школьников в 1970-1976 годах. Александр Андронов стал участником, Анатолий Гришанов — победителем олимпиады «Всемирные игры среди глухих» в американском Лейк-Плэсиде в 1975 году. Борис Иванович и Лия Константиновна Кочетковы вместе с учениками осуществили велопробег по маршруту Большое Мурашкино — г. Ульяновск. На велосипедах они проехали около 300 километров. Позднее повели учеников в лыжный поход по маршруту Большое Мурашкино – город Сергач с визитом в Сергачскую школу глухих.

Надежда Ивановна Горохова работала с детьми и молодёжью во всех школах посёлка, начинала педагогическую карьеру старшей пионервожатой в восьмилетней школе, в нашей учила детей начальных классов, её невестка Алёна Николаевна Салина продолжает эту работу, а сын Сергей Самсонович Горохов вёл уроки трудового обучения. Надежда Ивановна вспоминает о том, что когда-то в двухэтажном здании Покровской ограды располагалась церковноприходская школа для детей прихожан Аввакумовской церкви. Когда здесь стали учиться и жить дети с дефектами слуха и речи, старшим школьникам вместе с учителями приходилось заготавливать дрова и носить воду с Покровских ключей. Позже и по настоящее время здесь разместились столовая и спальня девочек, а учебные классы перевели в старинное здание на улицу Новая, освободившееся после закрытия детского дома. К этому зданию потом были пристроены два «крыла» и спортивный зал.

Елена Григорьевна Пряхина рассказала об учителе русского языка Валентине Евгеньевне Шороховой. Её отец, Евгений Иванович, 25 лет был директором, а мать Евдокия Фёдоровна и брат Владимир Евгеньевич — педагогами средней школы. Валентина Евгеньевна была душой коллектива нашей школы, с любым вопросом к ней можно было обратиться, всегда она помогала и словом, и делом. Она многое умела: пела, танцевала и могла научить танцевать детей, могла в лицах изобразить любого литературного героя. А какие спектакли по произведениям школьной программы они ставили вместе с воспитателем Ириной Ефимовной Монёвой! Славились на весь посёлок маскарады в новогодние праздники, увидеть их приходили жители ближайших улиц. Валентина Евгеньевна была вдохновителем хора учителей нашей школы, который выступал по всему Большемурашкинскому району.

Самой обширной учительской династией является династия Троицких. Более 140 лет — их общий педагогический стаж. Начало положили Владимир Александрович, учитель математики, и Галина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы. Они пришли в школу в 1936 году и ушли на заслуженный отдых, имея одну запись в трудовой книжке. Вот что рассказала их дочь Наталья Владимировна Квасова:

— С момента образования школы, в 1934 году, было много детей не только из Горьковской области, но и разных уголков нашей страны. В школе были открыты 2 отделения: I-е для детей с 1-й и 2-й степенью тугоухости, а II-е для детей с 3-й и 4-й степенью тугоухости.

В 1939 году отец был призван на Финскую войну, которая длилась всего несколько месяцев, и он вернулся в родную школу. А в 1941 г. был призван на фронт Великой Отечественной войны, воевал в составе воинской части Второго Белорусского фронта, был ранен, госпитализирован и снова воевал. Войну он закончил в сентябре 1945 года в Японии и вернулся домой с многочисленными боевыми наградами. После войны он окончил Лысковский педагогический техникум, а мама — Арзамасский педагогический институт, а потом поступила в Московский дефектологический институт. В то время звукоусиливающей аппаратуры ещё не было, и большое внимание уделялось чтению с губ и жестовой речи. Родители прекрасно ей владели, их приглашали в качестве переводчиков, а меня они брали на все школьные мероприятия. Можно сказать, что я выросла в этой школе, мне было интересно общаться с детьми с нарушениями слуха и речи. Может быть поэтому я поступила в Лингвистический университет в городе Горький и начала трудовую деятельность в школе с 1979 по 1982 год, после перерыва продолжила работать с 1985 по 2013 год, получив второе высшее образование в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена (ЛГПИ) по специальности «сурдопедагогика», — закончила свой рассказ Наталья Владимировна.

Ольга Анатольевна Нужнова в семье Троицких — педагог в третьем поколении. В 1993 году она устроилась на работу в школу в качестве воспитателя, окончила Московский педагогический колледж и вот уже 30 лет трудится в этой должности, продолжая семейную педагогическую династию.

Также пошла по стопам своей мамы Алевтины Михайловны Безрядовой педагог-психолог Анна Михайловна Безрядова, о которой совсем недавно рассказала газета «Знамя».

Хочется поблагодарить всех ветеранов нашей школы за добросовестный и нелёгкий труд в таком благом деле, как обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Татьяна Седова, учитель русского языка и литературы

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!