Интервью
фотогалерея
Советы психолога. Гиперактивные дети
Как часто в последнее время мы слышим от родителей, воспитателей, учителей фразу — гиперактивный ребенок. Какие они, гиперактивные дети?
А.И. Баркан в своей книге «Его величество ребенок» очень точно описывает поведение этих детей. «Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. И даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают… Ему хочется увидеть все одновременно, но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться ни на чём больше мига. Оно также «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как. Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания».
В настоящее время проблема гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встает особенно остро перед нашим обществом. По данным зарубежной статистики, дети с СДВГ в среднем составляют около 6 % популяции. Эти данные можно получить из статистического исследования Расселла Баркли. Но, отечественные исследователи в этой области называют 30% детской популяции. Это получается, что шесть детей из класса, в котором обучаются 20 человек, имеют этот диагноз. Проблема актуальная, ведь синдром дефицита внимания с гиперактивностью создает немалые проблемы в обучении детей. И проблемы касаются не только ученика, который не может сконцентрировать внимание на чем-то дольше 7-10 минут, но и учебного процесса в целом, так как ребенок отвлекает внимание всего класса на свои занятия, и легко представить, что происходит, если их, таких гиперактивных, шестеро.
Основными признаками данного расстройства является совокупность трех в различной степени выраженных симптомов: невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
Конечно, эти симптомы могут быть вызваны другими факторами, такими, как особенности характера и темперамента ребенка, возрастными особенностями, повышенной тревожностью вследствие психотравмирующих ситуаций, расстройствами развития школьных навыков и некоторыми соматическими заболеваниями, поэтому нужно длительно, не менее 6 месяцев, наблюдать за ребенком и видеть признаки гиперактивности, невнимательности и импульсивности в разные периоды жизнедеятельности ребенка.
Гиперактивные дети страдают от недостатка внимания, памяти, мышления. Они просто не могут эффективно и в полной мере использовать свои интеллектуальные способности. Отсюда проблемы с адаптацией, социализацией и самооценкой. Ребенку хочется раскрыться, реализовать себя в какой-то деятельности, и невозможность этого рождает агрессию и тревожность, или же депрессивные проявления, неврозы, все это в свою очередь может приводить к асоциальному поведению.
При комплексном подходе, при участии родителей, воспитателей, педагогов и специалистов, работающих с этой проблемой, ребенку можно помочь. Самое главное, что нужно понять родителям и педагогам: наказания за поведение ребенка, связанное с симптомами гиперактивности, не только не принесут сколько-нибудь ощутимой пользы, но нанесут вред и обострят уже возникшие проблемы.
Родителям необходимо продумать режим дня ребенка для того, чтобы он учился контролировать свои действия. Не лишним будет записать свое чадо на кружки и спортивные секции, поощрять подвижные игры, но на ряду с ними приучать и к спокойным настольным играм всей семьей или с друзьями.
Педагоги могут помочь с развитием у ребенка памяти, внимания, мышления. Перед занятием постараться убрать от ребенка все лишнее, что может отвлекать его внимание. Во время занятия делать перерывы, меняя виды деятельности с пассивной на активную, через каждые 10 минут.
Обязательно нужно поощрять ребенка при любой успешной деятельности, можно даже продумать систему поощрений, например, начисление баллов.
Ребенку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обязательно нужна помощь специалистов — невролога и психолога.
Педагог-психолог социально-реабилитационного центра «Остров надежды» Татьяна МИТРОФАНОВА