Интервью
фотогалерея
Семьдесят семь плюс один
Введение в средней общеобразовательной школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРГСЭ) вызвало в свое время много сомнений и споров. Насколько своевременно – давать в обычных школах обычным детям такие знания? И в чем эти знания заключаются? Рассказать о тонкостях преподавания этого предмета мы попросили методиста управления образования нашего района Н.В. БЕЛОВУ.
— Наталья Владимировна, какова предыстория введения этого курса?
— Три года назад президент России Д.А. Медведев дал Поручение от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 «О создании комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и апробации этого курса в 21 регионе России». В них представлены четыре основные религии в России – православие, ислам, иудаизм и буддизм. Результаты этого исследования разработчики должны были учитывать при доработке проекта курса. Как они это делали – я не в курсе. Наше дело – реализовывать постановление в нашем районе.
— Этот курс – не преподавание религии в чистом виде?
— Нет! Соблюдение свободы совести и других прав человека обеспечивается такими нормами законодательства, как Конституцией Российской Федерации, Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. 13 и ст. 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей как законных представителей несовершеннолетних детей.
В модулях курса, посвященных религиозным культурам, предполагается не обучение выбранным религиям, а общее знакомство с ними, то есть — их историей, традициями, нравственными ценностями и выдающимися представителями. В целом же курс организован по модулям, это модули вышеупомянутых религий, а также модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
— Как это выглядит на практике?
— А на практике никто не будет заставлять ребенка, например, учить наизусть молитвы. Это – не «Закон Божий» дореволюционной России, а светский предмет. И, кстати, хотя предмет и обязательный, но оценки по нему в дневник выставлять не предполагается, поскольку «формализованные требования по оценке успеваемости» (оценки) не предусматриваются. Учитель может похвалить словесно или указать на ошибки. Хотя, это не значит, что занятиями можно пренебрегать.
А отчасти косвенными оценками не учителем даже, а взаимооценка самими учениками друг друга, должны быть создание и презентация творческих проектов. Это хороший стимул, поскольку детям всегда важно уважение и восхищение сверстников. Кроме того, результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.
— Почему для преподавания этого предмета выбрали именно четвертый класс?
— Сначала предполагалось преподавание ОРГСЭ в последней четверти учебного года в четвертом классе и в первой четверти учебного года в пятом классе. То есть — полгода. Но потом министерство образования остановилось на преподавании ОРКСЭ в четвертом классе в течение всего учебного года. Это – 34 обычных учебных часа.
При этом первый и 30-й уроки – общие для всех учеников класса, с общим содержанием, даже если они выбрали разные модули. А на уроках с 31-го по 34-й – четыре последних занятия – дети снова встречаются и знакомят друг друга с теми сведениями, что получили каждый по своему модулю, и на эти занятия приглашаются также родители. И дети представляют друг другу свои творческие работы. Как раз та самая взаимооценка учениками друг друга. Да и интересно все это должно быть.
И еще – ОРГСЭ будет преподаваться только в общеобразовательных средних школах, он не будет введен в школах коррекционных.
— Можно ли модуль выбрать «по умолчанию»? Ну, например, если родителям все равно, что будет изучать их ребенок, или они и сами еще не определились? Или — если так проще для преподавания?
— Нет. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей не допускается.
— А если все родители в классе захотели какой-то один модуль, а родители одного ребенка – другой?
— А так и есть — из родителей семидесяти восьми четвероклассников общеобразовательных школ в нашем районе только для одного ребенка выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур». И для него одного будет преподаваться именно этот модуль.
— А каков был выбор других родителей?
— 71 ребенок будет изучать «Основы православной культуры», 6 — «Основы светской этики» и один, как уже говорилось, — «Основы мировых религиозных культур».
— Так мало детей будет изучать светскую этику… Почему? Разве родителей не интересуют вопросы этики и этикета?
— В модуле «Основы светской этики» не очень много этикета как такового, преобладают морально-нравственные аспекты. Там, например, такие вопросы, как… (Наталья Владимировна достает план модуля, предоставленный для образования его разработчиками. Я читаю: «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека», «Альтруизм и эгоизм»… Этикет, мягко скажем, не доминирует.)
— Да… Ребенку предлагаются такие «вечные вопросы», над которыми тысячелетиями бились известнейшие философы всего мира. По сути – это воплощение знаменитого гамлетовского «быть или не быть»… То есть, быть или не быть Человеком в полном смысле этого слова, Личностью.
— И если некоторые дети еще не задумывались над этим, то на уроках «этического» модуля они смогут об этом поразмышлять и высказать свою точку зрения.
— Кто будет преподавать ОРКСЭ в нашем районе?
— Специально подготовленные учителя. Все они, 9 человек, прошли специализированные 72-часовые курсы в Нижегородском институте развития образования (НИРО), где изучали содержание и методику преподавания данного предмета.
Добавлю еще, что все наши средние общеобразовательные школы полностью укомплектованы учебниками и методической литературой.
Любовь ЛИНЦОВА