Интервью
фотогалерея
Люди говорят: «Спасибо!»
Один день рядом с участковым уполномоченным провёл корреспондент газеты «Знамя» Алексей Толкачёв
Какие бы планы ни строил на предстоящий рабочий день участковый уполномоченный полиции, его день начнётся с оперативки у начальника отделения. В день проведения информационной акции «Один день участкового уполномоченного полиции», 13 ноября, на оперативке присутствовал и наш корреспондент.
Всё как обычно. Доклад дежурного по отделению о поступивших в дежурную часть сообщениях, ориентировках из УВД и близлежащих районов. Сегодня – это сведения о происшедших в областном центре угонах автомобилей и о пропавшем в Кстове человеке. Все эти ориентировки необходимо держать в голове участковым. Кстати, искать одного пропавшего человека им придётся и в нашем районе, но об этом позднее.
После доклада дежурного – приятная торжественная часть оперативного совещания: Михаилу Юрьевичу Вагину вручается медаль I степени «За безупречную службу». После этого штатный психолог МО МВД «Княгининский» Ульяна Александровна Шевцова провела анкетирование личного состава отделения для оценки социально-психологического микроклимата в коллективе. Так уж сложилось, но это оперативное совещание определило задачи личному составу и на следующий день — выезд в Княгинино для сдачи нормативов по стрельбе, физподготовке, знанию законодательства.
После оперативки участковые получают личное оружие и краткий инструктаж у начальника ОУУП Михаила Шляпникова и направляются выполнять запланированные и вновь поставленные задачи. Конечно, у каждого из них имелся свой план к этому дню, но едва только участковые переступили порог кабинета, всё пришлось корректировать. Капитана Алексея Эдуардовича Реутского уже ждала заявительница, Клавдия Александровна Леонтьева.
— Сынок, беда у меня, — обращается пожилая женщина. — Заказала дрова по телефону, а вместо пяти чуть больше трёх кубометров привезли.
Ну, к кому же, как не к участковому, обратиться женщине? Разве ещё в газету, где было опубликовано объявление о продаже дров. Участковый внимательно выслушал женщину, обещал помощь. (Кстати, совместно с редакцией, возникший инцидент удалось частично разрешить. Поставщик дров вернул женщине деньги за недопоставленные дрова, но ведь ей нужны дрова!)
Пока Алексей Реутский выслушивал жалобу, в отделение так же поступило сообщение о пропаже человека: 11 ноября ушёл из дома и не вернулся пожилой мужчина, житель с. Холязино. Поскольку участковый по Холязинскому сельсовету находился в отпуске, а подобное сообщение не могло остаться без внимания, к выполнению оперативных действий приступил другой участковый — Денис Кокурин. В составе следственно-оперативной группы, взяв с собой кинолога с собакой, он поехал в Холязино, а Алексей, проводив посетительницу, отправился проверять поднадзорных лиц.
Идём пешком на улицу Школьная, встречные приветливо здороваются с Алексеем Эдуардовичем. Очевидно, что мураши хорошо знают своего участкового. Заходим в квартиру, где проживает поднадзорный. Выходит его мать и сообщает, что сына дома нет. Ну, нет и нет, но это совсем не означает, что его встреча с участковым не состоится. Мы с Алексеем, обойдя еще несколько адресов, возвращаемся в отделение. Участковый принимается к оформлению документов, я делаю наброски статьи.
Рассказывая о любой другой работе, написал бы – «после обеда», но у участкового нет в расписании определённого времени обеда, поэтому скажу: во второй половине дня с Алексеем вновь отправляемся к «пропавшему» поднадзорному. Он появился дома и вновь ушёл. Идём по известному капитану адресу на улице Красная Горка.
— Похоже, здесь «литературный кружок», — делаю я вывод, видя большой портрет Пушкина на воротах одного из домов. Здесь мы застаём искомого поднадзорного, имеющего уже звучный «литературный» псевдоним плотницкого содержания. Участковый уполномоченный проводит с ним не творческую, а профилактическую беседу, а в последующем, при неподобающем поведении гражданина, обещал и «литературное произведение» в виде протокола.
Большемурашкинский район не велик, административных участков немного, участковые уполномоченные регулярно заменяют друг друга, вообще работают в тесном взаимодействии. Уже втроём, вместе с Сергеем Горячевым, едем к Горгазу. На месте кирпичного завода работает пилорама, где обнаруживается ещё один неплательщик штрафов. Беседа, увещевания, протокол.
Далее едем в Малое Мурашкино. Нет, в селе не случилось никаких происшествий, сообщений и жалоб от населения так же не поступало. Но участковым необходимо предупредить священника местной церкви об участившихся в Нижегородской области взломах сельских церквей. Это тоже входит в круг обязанностей участковых уполномоченных. Для маломурашкинской церкви это предупреждение не маловажно, ведь она неоднократно подвергалась атакам грабителей.
Из Малого Мурашкина едем в Рождествено. Уже на въезде в село, машину участковых «восторженно и радостно» приветствуют двое молодых мужчин. Уровень «восторга и радости» не оставляет сомнения в каком они находятся состоянии. А у меня рождается мысль – ну что им не шлось спокойно, не стали бы полицейские тормозить около двух сельских мужичков. А теперь – беседа, пререкания, какие-то претензии в адрес полиции. В конце концов – протокол.
Через всё село едем к бывшим фермам. В одном из помещений организовано выращивание грибов, вешенок. Топятся печи-буржуйки, что, в общем-то, явно относится к компетенции не участковых, а Госпожнадзора. С рабочими, занимающимся этим производством, участковые провели профилактическую беседу.
Далее едем к четырёхквартирному дому, где по оперативным данным проживают мигранты. На квартире замок, но участковых тут же окружают местные жители, как один, подтверждающие информацию о мигрантах.
— Приезжают поздно вечером, — говорят сельчане, — иногда чуть ли не десяток, долго галдят, шумят, а рано утром уезжают.
Конечно, жители возмущаются. Но ещё больше их возмущает поведение хозяина квартиры, небезызвестного в селе и в районе человека.
— Сдаёт неизвестно кому, — жалуются они полицейским, — нам страшно жить рядом с этой оравой, а хозяину лишь бы деньги получить.
Побеседовав с гражданами, участковый призывает их звонить в полицию при малейших подозрениях в отношении противоправных действий приезжих, и обещают проверить законность их пребывания на территории района.
Затемно возвращаемся в отделение. Здесь уже находится Денис Кокурин. От него узнаём, как прошёл поиск пропавшего в Холязине.
— Выслушав заявительницу, мы отправились на поиски мужчины, — рассказывает участковый. — Стали объезжать окрестности села. Вскоре, недалеко от него, без помощи служебной собаки увидели лежащего мужчину. Подъезжаем – живой, дышит, глаза открыты. Срочно вызываем «скорую помощь». Пострадавшего увозят в больницу, но, к сожалению, там он умер. Как установила судебно-медицинская экспертиза, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Наверное, всё обошлось бы гораздо благополучнее, обратись женщина в полицию накануне, но морозная ночь не оставила шансов человеку. Несмотря на печальный итог истории, вдова пострадавшего Нина Степановна Соколова выражает благодарность участковому Денису Кокурину и другим полицейским за быстрый и оперативный поиск.
Шесть часов вечера. Завершается, в общем-то, обычный рядовой день участкового уполномоченного полиции. Заместитель начальника отделения полиции Андрей Сергеевич Сидоренко не без иронии спрашивает у меня: «Не возникло ли за день у корреспондента желание поработать участковым?».
Скорее нет, чем да. Лучше я буду писать о людях, чем писать на них протоколы, приятнее ходить в библиотеку, чем в подпольные «литературные кружки». Но при этом быть уверенным, что всю эту неблагодарную, хлопотную работу по поддержанию законности выполняют участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции.
Алексей ТОЛКАЧЁВ
Фото автора