Интервью
фотогалерея
Как в селе без колодца?
Клубок житейских проблем в Папулове, о которых знают все
Папулово – не крохотное село. Летом там порядка 70 жилых домов. Съезжаются дачники. Зимой постоянно проживающих намного меньше и все почтенного возраста. Расположено село удобно. От райцентра недалеко. Благоустроенная шоссейная магистраль проходит рядом. Тянется асфальтированная дорога и по селу. Газ, освещение, вода — все имеется. Магазин действует. Нет нареканий на доставку почтовой корреспонденции. А поэтому несколько удивительно было слушать о клубке житейских проблем в данном поселении, которые обычно характерны для более отдаленных сел и деревень.
Большой разговор состоялся с местными жителями на сельском сходе. Упреков в адрес и руководителей района, и главы Холязинской сельской администрации П.М. Теренина было высказано немало. Значит достало несладкое бытие людей. И они очень хотят, чтобы местная власть, знающая о нуждах проживающих здесь, потому что обо всех проблемах говорилось не раз, приняла конкретные меры по их решению. Но пока их слова не слышат.
Про мостки, автобусную остановку и колодец
Первые критические стрелы были направлены по поводу обустройства мостков через Сундовик, связывающих Рамешки и Папулово.
— Это единственный путь, который связывает две деревни. С Рамешек люди приходят сюда за продуктами, хлебом, водой. Имеющимся мосткам 80 с лишним лет. Нас еще которых нарожденных не было, а эти мосточки были. Латали их не раз, на водополь доски убирали, а летом снова сооружали, — говорили собравшиеся жители. — Сколько можно! Летом по воде через речку было терпимо проходить, а сейчас разве пройдешь? А все-таки ходят. Берег рамешский весь зарос, крутой. По нему иначе, как на «пятой точке», и не съедешь. Давно просим сделать мостки. Мы не просим, чтобы купили новые доски — хотя бы любые привезли, мы собрались бы с народом и сделали бы их. Глава сельской администрации Петр Михайлович Теренин только и говорит: «Я не разорвусь, я не успеваю, денег нет». Так почто тогда на этот пост сел, раз не осиливаешь? Деревень много, в каждой свои проблемы, но ведь их надо решать, а не на годы оттягивать. Мостки не могут сделать, стыд! 12 досок да подставки под них не найдут!
Продолжился разговор с жителями на дорожную тему. А именно, когда построили новый папуловский мост, то автобусную остановку у села убрали. Ближайшая теперь лишь у развилки на с. Кишкино. Это очень далеко. Пройти пешком до нее пожилому человеку — непосильное дело. Автобус в Папулово не ходит. На такси — явно непозволительно, а приходится, заботы есть, основной маршрут — в ЦРБ. Не одну сотню надо выложить таксистам за проезд. Автобусную остановку люди просят опять установить у Папулова.
— Лично несколько раз была на встрече с депутатом А.Г. Спириным, — рассказывает А.А. Краева, продавец, неофициальный деревенский староста. — Обращались и к главе района В.В. Кокурину. Сказано было, что включат в бюджет и заверили, что автобусная остановка нам будет. Лето прошло — и ничего... Вот такое отношение.
Озабочены люди и состоянием колодцев в деревне. Один колодец имеется действующий, а другой совсем обвалился.
— Разве можно запускать колодец? Их надо не заваливать, а делать. Как это деревня без колодца?! Что, мы в Сундовик по воду пойдем? А случись, свет отключат, ведь у многих здесь пробурены скважины, тогда не накачаешь воды насосом. И опять лето закончилось, и ничего не сделано. И в этом случае, из готового материала, опять согласны были обустроить колодец сами. Дачники были, мужчины.
Больная тема — медработник
Больная тема у папуловцев и то, что в село не приходит фельдшер.
— Бывало, из Кишкино к нам сюда ходила медицинский работник, а сейчас знать не знаем ее. Глаза не показывает. А мы люди все больные, разве трудно приехать?
Волнует здешних людей и то, что в местном магазине пора бы сделать ремонт.
— Цены на продукты в нем очень высокие, райпо перегнуло палку, а условий для покупателей никаких не создало, а ведь здесь хранятся продукты.
Ладно, продукты в Папулово привозят и частники, а хлеб — из Кстова, есть выбор.
Да, можно сослаться, что после объединения в сельской администрации число населенных пунктов увеличилось, не до всего руки доходят! Но в такой ситуации как раз и помогут регулярные встречи с людьми. И меньше будет жалоб, что называется, через голову. Разве местная власть в том не заинтересована?
К труду привычная
Всегда славилось Папулово людьми трудолюбивыми, работящими. Ветеран труда Альбина Борисовна Таланова — одна из таковых. Почти 40 лет женщина проработала дояркой на здешних фермах. Ее награды – ордена «Знак почета», «Трудового Красного Знамени» и орден «Трудовой славы III степени» — являются значимым подтверждением ее добросовестного труда.
С детства приученная к крестьянскому труду, и сегодня женщина не сидит сложа руки. Большой дом, приусадебное хозяйство, живность на дворе – козы и куры — требуют повседневной заботы и ухода.
— Дел полно, только успевай управляться, — говорит Альбина Борисовна. — Времени посидеть нет. Но и жить сейчас стало хорошо. Второй год с газом. Благодарны Владимиру Федоровичу Грачеву за газификацию села, за его освещение. В доме теперь все обустроено, вода и горячая, и холодная. Расходуй, сколько тебе требуется. В мужских делах мне помогает племянник Олег. Живет со мной, и мне легче, все не одна. Я привыкла с народом быть.
В свободное от дел время с интересом читаю районную газету «Знамя» — интересно, где что делается. А особенно — когда пишут о людях села, животноводах, когда-то ведь соревновались между собой.
А жить-то надо!
Старожилы села — супруги Владимир Алексеевич и Лидия Алексеевна Шанины. Вместе живут без малого 60 лет. Сколько больших и малых событий случилось за годы, которые они прожили вместе. Трудно представить! И грустно осознавать, что на старости лет они практически остались без опоры и помощи.
С Лидией Алексеевной и Владимиром Алексеевичем мы беседовали в их чистой деревенской избе о многом — о том, как сложилась их жизнь, о трудовом времени, о том, как живется сегодня. У обоих букет разных болезней, оттого сегодняшняя жизнь кажется серой и тяжелой.
У мужчины сахарный диабет, плохо со зрением, но он на ногах, держится, а вот его жена так и вовсе слегла от тяжести болезней. А нам она сказала так:
— Я все Бога молю, чтобы муж держался. Я-то никакая. Встаю с трудом. Он и готовит сам, и порядок поддерживает. Хорошо, хоть вода в доме есть, туалет, газ проведен. Соцработника, кто мог бы ухаживать за нами, среди проживающих в Папулове не найдешь. Все сами преклонного возраста. Владимир в больнице недавно лежал, а вместе и не отлучишься от дома — могут забраться в дом, набезобразничать. Медработник к нам не приходит.
— А дети у вас есть?
— Дочь Татьяну вызывали из Улан-Удэ, — отвечает муж. — Год с нами жила. Но ведь ей 40 лет, надо работать. Один сын, Александр, помер, другой, Алексей, живет рядом в Кишкино, да беда, замучились с ним: когда трезвый — человек, многое нам делал, а как запьет, то какая надежда на него, если ему не до родителей. И Александр-то погиб по этой же причине. Вот как в жизни получается. Сам я вино не пил, с женой в ладу прожили, трудились оба. Я шоферил в колхозе 35 лет, да еще за телятами ухаживал.
— А я дояркой была и в огороде колхозном трудилась, и на клади сено, солому подавала, — продолжала разговор женщина. — А с детьми такое получилось, так от этого еще тяжелее становится. Но жить-то как-то надо…
Вы видели, как плачут старики, тихо, бузвучно, едва вздрагивая, закрывая слезы сухой рукой? Лучше бы никогда этого не видеть. Терпенья вам, ветераны, и внимания, так необходимого каждому человеку.
Нина ДУЛЕПОВА