Главная Общество Флагман атомного машиностроения
21.09.2012
Просмотров: 1667, комментариев: 0

Флагман атомного машиностроения

Директор, главный конструктор ОКБМ им. Африкантова Дмитрий Леонидович Зверев отвечает на вопросы журналистов

«Где мы, и где атомная промышленность», – ухмыльнется читатель. И будет прав лишь частично. Сейчас стоит вопрос о начале строительства АЭС в Навашине. Конечно же, навашинцы бурно обсуждают эту тему. Да и для всей Нижегородской области эта стройка крайне важна, поскольку остро ощущается дефицит электроэнергии. Но не меньшей, чем атомная станция, энергией обладает и атомная фобия людей.

Чтобы как-то сгладить всплески этой энергии, нижегородских журналистов пригласили посетить ряд атомных объектов области. Речь идет о мирном атоме. В Нижнем есть несколько учреждений, работающих в этом направлении.

Опытно-конструкторское бюро машиностроения имени Африкантова – один из ведущих не только российских, но и мировых центров по разработке, проектированию и созданию атомных реакторов для электростанций и транспорта. Транспорт — понятно какой: ледоколы и подводные лодки. ОКБМ организовано в 1945 году для нужд Советского атомного проекта, поскольку атомную бомбу не собрать «на коленке»: нужны реакторы, обогатительные центрифуги, насосы, топливные сборки и тысячи наименований иного оборудования. Многое из этого проектировалось и создавалось здесь. Через несколько лет бюро стало специализироваться на реакторах для флота. Именно здешние ученые, конструкторы и инженеры создали реактор для первого в мире атомного ледокола «Ленин», так же как и для последующих. Здесь же созданы реакторы для советских и российских субмарин.

Люди с опаской относятся к атомной энергетике, памятуя о Чернобыле. Эту память недавно освежила Фукусима. Но, глядя правде в глаза, нужно признать, что атомное оборудование на порядок надежнее обычного. Подводные лодки тонут по разным причинам, и атомные в том числе. Памятна трагедия «Курска», но ни в этом, ни в иных случаях не возникла опасность разрушения реактора или выброса радиации за пределы подводной лодки — реакторы «глушатся» автоматически.

Основная цель, главный ориентир работы ученых и инженеров ОКБМ – создание реакторов, останавливающих ядерную реакцию в случае нештатной ситуации самостоятельно, без участия человека и внешних механизмов, естественным путем, что бы ни происходило вне реактора: наводнение, землетрясение, падение самолета. Как говорят сами ученые, обеспечивается естественная безопасность.

Что бы ни придумали ученые, ни спроектировали конструкторы, а собирать оборудование будут рабочие. Журналисты побывали в сборочном цехе крупногабаритного оборудования и убедились: рабочие этого цеха просто не могут схалтурить и плохо выполнить свою работу. В огромном цеху, где работают станки, обрабатывающие детали диаметром до 6 метров, чистота, как в больничной палате. Обрабатываемый металл — исключительно высокопрочная, нержавеющая сталь, даже на стружку смотреть — одно удовольствие.

Конструкторское бюро, как могучий флагманский корабль, преодолело экономический кризис 2008-2009 годов, почти не заметив его волн. Как рассказал нам начальник цеха, в эти годы даже укрепился его кадровый состав. Люди пришли сюда не столько ради высокой зарплаты, сколько ради стабильности. Все станочники имеют среднее профессиональное образование, а то и высшее. Детали, создаваемые здесь — продукция штучная, поэтому инструмент для их обработки — индивидуальный, будь то резец или фреза. И этот инструмент создается здесь же, на самых современных сложнейших станках с компьютерным управлением. На производстве осуществляется пооперационный технический контроль.

Повышать безопасность, надежность и эффективность реакторов существующего типа можно очень долго. Но каким бы ни был у них запас надежности, есть у них неустранимый недостаток — обработанное топливо, пугающее население, пожалуй, больше чем сама АЭС.

Современные технологии позволяют хранить ядерные отходы безопасно и долго. Слабое звено в этой цепочке — долго. Решение проблемы состоит в том, чтобы таких отходов реакторы не производили, или хотя бы сократить их в разы. Работая в этом направлении, в ОКБМ создали реактор на, так называемых, «быстрых нейтронах». В качестве топлива в нем могут использоваться, в том числе и ядерные отходы обычных реакторов, ныне используемых на АЭС.

Над этой темой работают и в других странах, но это тот случай, когда можно сказать — мы впереди планеты всей, а ОКБМ имени Африкантова — признанный лидер. Если в США и Франции имеются лишь опытные образцы, на Белоярской АЭС уже давно работает промышленный реактор на быстрых нейтронах БМ-600, созданный в ОКБМ.

Здесь разработаны и созданы реакторы для плавучих АЭС. В Санкт-Петербурге уже построены и спущены на воду плавсредства для них. Осталось принять принципиальное решение об их запуске.

Наверное, нужно признать: хотим пользоваться самыми современными приборами, оборудованием, техникой — надо строить атомную энергетику, добиваясь запредельных гарантий безопасности.

Алексей ТОЛКАЧЕВ

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!