Главная Общество Дорога – это жизнь
16.10.2020
Просмотров: 487, комментариев: 0

Дорога – это жизнь

Чаепитие на картмазовской ферме. 1-й секретарь обкома КПСС Г.М. Ходырев,  1-й секретарь райкома КПСС Г.М. Сорокина, бригадир Картмазовской бригады  В.А. Сквознов, председатель колхоза «Родина» И.Г. Ермаков и местные доярки

Когда к селу и по нему проходит асфальтированная дорога – это не роскошь, а необходимые условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Сейчас трудно представить, что долгие годы жители наших сел жили, трудились, растили детей в условиях полного бездорожья.

Преимущество было у тех населенных пунктов, которые располагались по трассе областного значения. Но я скажу, что народ и руководители хозяйств не безмолвствовали, они резко выступали на всех собраниях, сессиях, встречах – требовали строительства дорог. Хлесткими и требовательными всегда были выступления депутатов из села Ивановское. Они свою жизнь сравнивали с жизнью Робинзона Крузо на необитаемом острове – ни к ним никто, ни они никуда и ни к кому. Единственный путь – это пешком до основной трассы, а это 15 км.

Особенно яркими и эмоциональными были выступления председателя колхоза имени Мичурина Леонида Александровича Логинова, который за свою работу был удостоен ордена Ленина. Он говорил о трудностях ведения хозяйственной деятельности в условиях бездорожья. Машины постоянно приходилось тащить двойной тягой тракторами как внутри хозяйства, так и за его пределами, сопровождать их до Григоровской трассы туда и обратно.

Такие разговоры велись не один год. Я все это слышала, потому что присутствовала на всех встречах, будучи депутатом районного Совета и членом райкома партии. Но я тогда и представить себе не могла, что на этот вопрос придется отвечать мне и принимать меры к развертыванию дорожного строительства…
 
Когда я пришла на работу в райком партии, в первую очередь занялась изучением вопроса отсутствия дорог. В области было создано областное дорожно-строительное управление, а в районах – дорожно-строительные участки, которые занимались строительством дорог внутри района. У нас в районе такой организации не было, дорожный участок был создан в Княгинине на два района. Все деньги, которые область выделяла участку, оседали там.

Для себя я сделала вывод – району нужна собственная дорожная организация, только это спасет положение дел. Я позвонила руководителю облдорстроя и попросила назначить время встречи. На что он мне ответил, на днях состоится приемка новой дороги в Перевозе, по пути заедут к нам, в райком партии. Я тогда подумала: «Везде строятся, сдаются дороги, а у нас тишина»... Разговор был тяжелый.

На вопрос, когда в районе начнется строительство дорог и почему столько лет не строятся, он мне ответил, что для области важно, чтобы деньги, которые выделяются Княгининскому участку, были общие, а на какие дороги они уходят, решается в районах, и предложил мне поехать в Княгининский РК КПСС и обсудить этот вопрос. На что я ему ответила, что это будут пустые хлопоты.

Я попросила вывести район из подчинения Княгинина и создать дорожный участок у нас. И поинтересовалась, почему этого не было сделано раньше.

И вот, что он мне рассказал.

– В свое время в колхозе имени Ленина готовился областной семинар и нужно было построить участок дороги, о чем меня попросил первый секретарь РК КПСС. Я ответил, что деньги уже все распределены. Он пообещал деньги вернуть. Дорога была построена. Был сделан звонок П.М. Соколову – председателю колхоза имени Ленина, на что мне ответили, что никакой договоренности не было, тем более семинар проводила область, она и должна была строить дорогу. От секретаря РК КПСС несколько раз получал одни обещания, поэтому выехал лично с ним встретиться. Но первый секретарь меня проигнорировал. Тогда я выехал в Княгинино, где меня уже ждал первый секретарь на границе, после чего и был создан Княгининский дорожно-строительный участок, а у вас филиал.

Меня очень опечалил сей факт, хотя поверить в это было слолжно. Извинилась за своего коллегу и спросила кто это был, ведь до меня первым секретарем три года работал Василий Александрович Аксенов. Оказалось это было гораздо раньше.

– С вашей стороны наказание очень суровое, – возмутилась я. – Столько лет в районе не строятся дороги, первые секретари уходят и приходят, а народ-то остается и страдает. Это несправедливо, в районе необходимо создать свою дорожную организацию.

На что он ответил, что согласно существующему положению, чтобы это осуществить, необходимо району построить дорог на 1 млн. рублей, а это значит, что придется поехать в Княгинино и попросить райком партии и начальника дорожного участка такой объем строительства дорог выполнить. На этом с его стороны разговор был окончен.

Тогда я пояснила, что буду вынуждена написать в обком партии докладную записку, в которой изложу весь наш разговор, который сейчас состоялся между нами. И попрошу рассмотреть положение дел с дорогами в районе на заседании бюро обкома партии. Объясню, что дороги не строятся в районе много лет по причине отсутствия в районе дорожно-строительной организации. Руководство облдорстроя создает их только в тех районах, где первые секретари РК КПСС встречают его на своих границах, а наш первый секретарь РК КПСС Евгений Петрович Аулов, который прошел всю войну, на трудовом фронте поднимал деревни и села из руин и нищеты, за что удостоен Золотой Звезды Героя социалистического труда, оказался не достоин иметь в районе дорожную организацию, недостоин иметь асфальтированные дороги, потому что он не мельтешит на границе, встречая начальство, а живет и работает по принципу справедливости и порядочности.

Я посмотрела на своего собеседника и заметила тревогу на его лице. Тогда я взяла инициативу в свои руки, предложила не ссориться, а идти другим путем – взять шефство над районом, развернуть дорожное строительство и стать деловыми партнерами.

Посмотрев в мою сторону, собравшись с мыслями, он сказал: «Я согласен, но у меня есть условие – мои требования должны выполняться неукоснительно».

После той встречи прошло примерно недели три, как у меня в квартире ночью раздался телефонный звонок. Помню было половина двеннадцатого. Сняла трубку, слышу: «Доброй ночи, слушайте меня внимательно. Завтра в 8 часов утра под окном моего кабинета в  Горьком должен стоять автобус из Мурашкина с двадцатью механизаторами. Я даю вам двадцать единиц техники, которая стоит на путях Московского вокзала, ее нужно срочно забрать. Сумеете все организовать?».

– Даже не сомневайтесь – все будет исполнено.

В решении этой задачи мне помог муж. Он работал начальником инспекции Госсельтехнадзора. Он быстро составил список из каких организаций и сколько человек можно направить. Мне осталось только позвонить руководителям, объяснить ситуацию и попросить обеспечить их отправку. Ровно в шесть часов утра автобус с двадцатью механизаторами отъехал от райкома партии и взял курс на Горький в сопровождении Николая Николаевича Гузеева – руководителя нашего филиала дорожно-строительные участка. В десять часов дня мне позвонил руководитель облдорстроя и сообщил, что колонна техники выехала и движется в нашем направлении и просил не оставлять ее без присмотра, разместить на территории какой-либо организации под охраной.

Я тут же позвонила начальнику МСО Валерию Петровичу Батракову, рассказала ему о сложившейся ситуации, дословно помню его ответ: «Возражений нет, дорожники – это здорово, может быть и мне на территории заасфальтируют какую-нибудь яму».

Я благодарна была Валерию Петровичу за понимание, поддержку и совместную работу. В итоге дорожная техника на территории МСО размещалась не один день, а около года.
Утром следующего дня ко мне в кабинет вошел Н.Н. Гузеев и доложил: «В нашем распоряжении полный набор техники для строительства дорог: каток, грейдер, асфальтоукладчик, бульдозер, машины, трактора. Шеф мне уже звонил и велел начинать готовить полотно дороги, рыть корыто. Мы договорились, что песок будем брать в нашем карьере, щебенку на Ваду, с асфальтным заводом он договорился с нашим дорожным участком. Вас велел он не беспокоить, все вопросы решать с ним. Ну, что, Галина Михайловна, все готово, начнем «шарашить» дороги». На таком душевном подъеме он это сказал, что я ответила ему теми же словами, хотя не знала смысла этих слов: «Будем «шарашить», Николай Николаевич!».

Первая дорога пошла на село Ивановское, дойдя до развилки на Синцово, жители стали просить нас проложить дорогу и у них. Когда асфальтированная дорога прошла по селу, жители приветствовали дорожников примерно так же, как население освобожденных сел танкистов в годы войны. Несли и угощали их всем у кого что было, этот душевный порыв надо только было видеть!

Вскоре в клубе села Ивановское проходило общее собрание колхозников по итогам года. Я присутствовала на нем. Каждый выступающий, выходя на трибуну, начинал со слов благодарности за дорогу. Помню один пожилой мужчина, опираясь на палочку, еле поднялся на сцену, подошел к столу, где сидел президиум, сделал благодарственный поклон и опять начал говорить о том, как хорошо жить с дорогой: «До села Ивановское теперь регулярно по расписанию ходят автобусы. Сколько лет мы мечтали об этом. Я уж думал, что не доживу, а теперь и умирать не хочется. Утром просыпаюсь, думаю, сон что-ли мне приснился, а потом понимаю, что это реальная действительность».

Я слушала выступления и думала, какой хороший у нас народ, какой отзывчивый на добрые дела.

Вскоре пришел приказ о создании в районе собственной дорожной организации. На должности начальника я видела только Н.Н. Гузеева. Для меня было большой неожиданностью, когда он от нее отказался, ссылаясь на состояние здоровья. Вначале я не поверила, подумала, что это отговорка, причина в другом, может я его когда-то обидела. Но его слова оказались горькой правдой, буквально через несколько месяцев он ушел из жизни. Светлая ему память…
Начальником вновь созданного дорожного участка был утвержден Иван Никифорович Князев, он закончил автодорожный техникум. Строительство дорог было продолжено. Была построена дорога на Курлаково-Гужово-Карабатово. Особо хочу подчеркнуть – дорога дошла до самой дальней деревни – Сосновки.

Я как-то спросила Ивана Никифоровича, какие у него планы по деревне Лунево, но он не дал мне закончить мысль: «В асфальт что-ли ее закатать?».

Деревня Лунево – это родина И.Н. Князева. Как только дорога от трассы дошла до угла первого дома, жители не разрешили прокладывать дорогу по улице. Из дома жительницы Селетиной Антонины Михайловны только что были украдены все иконы из иконостаса и все опасались, что по хорошей дороге незваных гостей будет больше. Тогда дорогу проложили вокруг деревни вдоль огородов и вывели в Холязине.

Вместе со строительством дорог, строилась и база новой организации. И вскоре дорожная техника покинула территорию МСО и переехала на постоянное место дислокации.

Началось строительство дороги на Картмазово. Но когда была построена дорога до Нелюбова, наступила осень, начались дожди и строительство пришлось приостановить по той причине, что дорога шла в гору и было необходимо срезать большой пласт земли, а в непогоду это делать сложно.

Я поехала в Картмазово, чтобы предупредить жителей о временной приостановке работ до следующего года. Когда проезжала по селу, я увидела женщину, которая выходила из-под горы, неся на коромысле два ведра с водой. Двигалась медленно, было такое ощущение, что она сейчас упадет.

Выйдя из машины, я подошла к ней, сняла коромысло с плеч и спросила: не святую ли воду она несет? Женщина меня узнала и ответила, что это обычная вода из родника. В селе – нет, вся вода под горой – и родник, и река. Жители деревни всю жизнь за водой ходят под гору, замучились, а воды-то и себе, и скотине, и постирать, и в бане помыться, а на полив дождевую воду собирают. Просили, чтобы по деревне воду провели, но их никто не слышит, говорят это сложно.

Водитель помог ей донести ведро до крыльца, а она опираясь на коромысло побрела следом. Я подумала, это какое-то издевательство над жителями, надо разобраться, развернув машину, я покинула деревню. В районе при Сельхозтехнике была создана бригада по трудоемким процессам в животноводстве, я решила посоветоваться с ее бригадиром. Рассказала все, что я увидела, и попросила его съездить на место и во всем разобраться, и посоветовать, что можно сделать. На что он мне ответил, что ездить никуда не надо, он в курсе этой проблемы и, что на ферме есть скважина и водонапорная башня – нужно только бросить по деревне трубы и вода самотеком потечет по ним.

Я была потрясена услышанным, не находила слов от возмущения. Далее он сказал, что его бригада может это все сделать, если я прикажу.

– Я не прикажу, а буду просить вас сделать эту работу и как можно быстрее, и еще прошу поставьте колонки почаще, почти у каждого крыльца – это будет подарок людям за их мученья.

Вскоре мне поступил звонок: работа выполнена, вода в деревне есть. Народ доволен. Я рассказала об этом еще и потому, чтобы такого бездушного, черствого отношения к людям в нашем районе больше не было.

Мне позвонил Виктор Алексеевич Сквознов – бригадир Картмазовской бригады, и сказал, что жители довольны и просят меня о встрече. Я пообещала приехать, когда будет время.

Какое-то время спустя мне  позвонили из обкома партии и сообщили, что к нам в район выехал первый секретарь обкома партии Геннадий Максимович Ходырев. Едет он в Гагино, но на пути заедет к нам по приглашению жителей деревни Картмазово, попить чайку с медом, у них там произошла какая-то «водная революция».

Тогда я поняла какой это жизненноважный вопрос для них был, если они решились на такой поступок. Я позвонила председателю колхоза Ивану Григорьевичу Ермакову, рассказала ему все и спросила, есть ли место в Картмазово, чтобы посидеть за столом.

Он ответил, что сам сейчас выедет и подготовит красный уголок на ферме. Встреча состоялась и прошла, как говорится, в теплой и дружной обстановке. Настроение у народа было хорошее, они поблагодарили райком партии за заботу о них.
Когда я проводила Геннадия Максимовича до границы с Бутурлинским районом, он мне сказал, что он доволен встречей, доволен, что райком партии работает в тесном контакте с народом.

Что касается дорог, то скажу, маховик их строительства был запущен и год от года набирал обороты, очень жаль, что пресловутая перестройка остановила его движение...

Г.М. СОРОКИНА,
первый секретарь райкома КПСС в 1980-1989 гг.

 

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!