Интервью
фотогалерея
Дети войны, отзовитесь!
В следующем году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Чем дальше уходят события тех лет, наполненных высоким героизмом и мужеством нашего народа, тем очевиднее историческое значение Великой Победы. В невероятно тяжёлом противостоянии с сильным и беспощадным врагом страна отстояла свободу и независимость, завоевала лидерские позиции на мировой арене.
Это непреложная истина, но она нуждается в том, чтобы её не забывали. И сегодня, включаясь в подготовку уже к юбилейным торжествам, газета «Знамя» открывает новую рубрику — «Дети войны». На страницах газеты мы будем рассказывать о наших земляках, у кого в военные годы погибли отцы, о нелёгкой жизни детей-сирот.
Первый её выпуск посвящён воспоминаниям Н.И. Гороховой о своём отце Иване Самсоновиче Горохове, его письмах с фронта, которые дочь бережно хранит до сих пор. Вот что пишет Надежда Ивановна:
«Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.
На конверте, в углу, номер почты стоит полевой.
В сорок третьем его написал мой отец моей маме
Перед тем, как идти в свой последний и решительный бой».
Я не знаю, кто автор этих слов, но эти стихи как будто написаны для меня. Я родилась в 1940 году. А мой отец уже был на войне с белофиннами. А в 1941 он ушел на фронт и воевал с немцами. Мы с мамой остались вдвоём.
Мама работала в колхозе имени Сталина. Она хранила зерно и отпускала его на фронт в любое время суток, как только приезжали машины. Зерно грузили в мешки и переносили их в кузов машины. Работа трудоёмкая, особенно для женщин.
Пока жива была бабушка, я оставалась с ней. Когда её не стало, меня отдали в детский сад на Красной горке. В понедельник детей приводили в садик, забирали в субботу. С нами постоянно были молодые воспитатели — Агрипина Николаевна Краёва и Лидия Евстафьевна Ваганова. А ещё нянечка — тётя Тося Серебренникова.
Вкусные супы из воды и картошки, забеленные молоком, нам готовила повар, тётя Оля Графова. С наступлением весны воспитатели водили нас в луга на «подножный корм» — пестушки, курепу, щавель и другие съедобные травы. Потом поспевали земляника, клубника. Утром для нас варили «кофе» из ячменных зёрен с кусочком тёмного хлеба.
И всё это время папа писал нам письма с фронта. Я благодарна маме за то, что она сохранила много писем. Отец писал о трудностях солдатской жизни, о гниющих ногах, так как долгое время не было возможности просушить обувь и постирать портянки.
Много писал о своих фронтовых товарищах, о солдатах и их судьбах. Но больше всего он писал о любви — любви ко мне, к маме, к своим родным. Из семьи Гороховых воевали на различных фронтах его братья: Афанасий, Михаил и Василий. И мой дядя из Мурашкина Василий Иванович Маненков. Отец жил надеждой о встрече с нами, о том, как пойдёт с нами в лес слушать пение птиц и собирать цветы.
Последнее письмо было написано 25 сентября 1943 года: «Родная Наташенька! Ты не сердись на меня, милая. (.....) Сейчас 12 минут третьего. Мои боевые друзья легли отдыхать — кто на пол в избе, кто в сенях, а кто и просто — на сырой кормилице-земле под окном. Я же решил написать вам письмишко.
Дорогие мои, Наташа и Наденька! Ваш папа всё чаще думает о скором исходе войны. Каждый день приносит нам вести о новых и новых победах на различных участках фронта. Эти успехи вдохновляют нас (.....)
Передай привет всем друзьям моим, работникам нашей редакции, что наша Ярцевская Краснознамённая так же гонит врага, как гнала в памятные дни 1941 года под Москвой.
Сам я здоров. На виске под бинтовой повязкой рана ещё ноет и пухнет. Руку уже развязал. Действует лучше прежнего. Если послезавтра будем в «Н», значит, я проживу всю войну и, вероятно, увижу вас. (.....) Привет всем родным».
Это письмо было последним. 30 сентября 1943 года отец погиб в бою у деревни Бодуны Смоленской области. Мама стала вдовой, я — сиротой. Как жили мы потом, напишу в другой раз.
Я прошу наших земляков, которые были детьми, когда началась война, написать о своём детстве. Расскажите об этом внукам и правнукам, ничего не знающим о жизни их сверстников в военные и послевоенные годы.
Надежда Горохова, Б. Мурашкино»