Интервью
фотогалерея
Судьбы простое полотно
«Общительная, человек чуткой и отзывчивой души», – так называют Людмилу Александровну Столярову (на снимке) из Большого Мурашкина, отметившую в августе свое 80-летие, все, кто знает эту женщину – родные, знакомые, односельчане, живущие с ней бок о бок.
Нас Людмила Александровна встретила улыбающаяся. На вид ей дашь меньше лет. Гостеприимно пригласила пройти в дом, где чисто, уютно, очень спокойно и дышится как-то особенно легко. Живет пенсионерка одна. Мужа Виктора Исакиевича несколько лет назад похоронила. С бытовыми трудностями ей помогают справиться социальный работник Надежда Пигалева.
– Очень хорошая помощница, – отзывается о ней хозяйка, – и в погреб слазит, и пол намоет, и в магазин сходит. Мне-то уже стало тяжело справляться со всем: ноги болят, да и рука что-то тоже ноет.
– Помогают мне и дети, их у меня пятеро – дочери Татьяна, Ира, сыновья Александр, Валера и Григорий. Хотя и живут, кроме Валеры, не близко, но приезжают и все мне обустраивают, чтобы легче жилось. Воду в дом подвели. Газа у меня нет, топлюсь дровами, так, чтобы не мерзла, привезли масляный камин; телевизор, стиральную машину мне купили, окошки пластиковые вставили, канализацию провели. А уж внуки сколько подарков навезли! – с гордостью говорила она о своих близких. – На жизнь мне жаловаться грех.
Ее судьбу легкой не назовешь, простое жизненное полотно выткано отнюдь не только радостными узорами. Она рассказывает:
– Свои детские годы и юность я прожила в с. Ивановское. Папа, Александр Григорьевич Краев, родом оттуда, а мама, Александра Степановна, из д. Рамешки. Нас, детей, у них было семеро: пять сестер и два брата. Когда началась война, мне было 8 лет, папе вручили повестку наутро, как была объявлена эта страшная весть. Он ушел на фронт. Я стала жить с бабушкой и дедушкой, помогала им как могла. Четыре класса окончила, а больше меня и не подталкивали на учебу никто. Став взрослой, выговаривала за это родителям. После войны отец с мамой переехали жить в Мурашкино, а меня так и не брали с собой. До 18 лет я прожила с дедушкой. Бабушка умерла в мае 1945 г., не дождавшись моего папу, своего сына, всего несколько дней.
Когда мне исполнилось 18 лет, я переехала в Мурашкино, устроилась на меховую фабрику. Сначала шила коробки, потом стегала тулейки, шила рукавицы. По 10 часов работали, но сколько народу выжило в то время за счет этой работы! А какое веселье было! При фабрике работал клуб, где играл духовой оркестр. Я любила ходить в клуб на спевки. Веселая была, общительная.
Работящую, красивую девушку Людмилу нельзя было не приметить. Многим парням она нравилась. Первый опыт семейной жизни у нее был неудачным. В браке с Виктором Столяровым, они прожили вместе полвека, нажили четырех детей.
Последний ребенок, Гриша, родился в Калининграде, куда муж уехал на заработки. И она за ним. Жили рядом с Польшей. В Калининграде получили квартиру, завели кур, поросят – двор был отличный, все обустроено. Людмила работала дояркой. С большой семьей это было нестерпимо тяжело. И домой всегда хотелось, поэтому она с детьми уехала из Калининграда. На родине устроилась в Мурашкине на хлебзавод.
– Тяжело было, но семья моя была сытая. А потом и Виктор приехал, устроился на молокозавод. И меня перетянул. Лет 10 я там трудилась. Отходы с молокозавода брали, держали скотину. Посытнее стали жить. Вот так и прожила свои годы.
Можно себя износить из-за характера, поддаваясь унынию, тяжелым мыслям, но я старалась этому не предаваться, чтобы в доме был и мир, и покой, да и в душе тоже, – подвела разговору итог женщина.
Любовь и забота о близких – не в этом ли заключается простое житейское счастье?! Вот и мудрецы считают, что судьба – это характер. Когда человек добр и отзывчив, как наша героиня, и жизнь к нему такова, и люди тянутся, уважают и любят. К тому же доброта продлевает годы.
Нина ДУЛЕПОВА