Интервью
фотогалерея
Совершенный учитель
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». — Л. Толстой
Эти строки великого русского писателя Льва Толстого совершенно точно характеризуют Ирину Александровну Глушкову – учителя школы 8-го вида, педагогическое мастерство которой невозможно оценить никакими разрядами и квалификациями. Таких педагогов называют просто – Учитель с большой буквы, совершенный учитель.
Узнав, что педагогами были не только родители Ирины, но и дед с бабушкой учительствовали в Григоровской школе, я как-то даже не решился задать вопрос — мечтала ли в школе Ирина Пырыкина о профессии педагога?
Ирина по окончании школы в 1986 году, в пылу юношеского максимализма, замахнулась было поступать в Ленинградский пединститут на отделение дефектологии. Но там был такой конкурс… Но уже через год Ирина поступила в Арзамасский пединститут на заочное отделение по специальности — учитель математики.
Пока училась заочно, по рекомендации завроно А.П. Батраковой начала работать в Ивановской восьмилетке.
Интересуюсь, что преподавала в сельской школе?
— Чему только не учила, — вспоминает Ирина Александровна. — Наверное, в сельских школах должна быть преподавательская квалификация — учитель на все руки.
В 1989 году Ирина вышла замуж за Александра Глушкова. Александр учился в Горьковском сельхозинституте на экономфаке по целевому направлению райисполкома. Окончив институт, он получил распределение в Карабатово — экономистом в колхоз «имени Мичурина». Вслед за мужем в село поехала и молодая жена. Сначала работала учителем математики в Карабатовской средней школе, а вскоре стала завучем.
— Думала, уезжаю ненадолго, года на два-три, а оказалось – тринадцать, — вспоминает Ирина Александровна.
Там же, в Карабатове, родилась дочь Лена. А уж в мурашкинскую школу дочка пошла в пятый класс. А Ирина Александровна устроилась в школу 8-го вида учителем. Но даже в коррекционной школе есть свои коррекционные классы с литерой «А» — для глубоко отсталых учащихся.
— Было очень тяжело, — вспоминает Ирина Александровна, — в этой школе совершенно иная специфика, даже просто завладеть вниманием этих детей на целый урок казалось невозможным.
На помощь педагогу пришёл другой талант, унаследованный от деда и отца, отлично играющих на баяне, — музыкальный. Ирина стала вести танцевальный, хоровой и даже театральный кружки.
— Для нашей школы Ирина Александровна оказалась настоящей находкой, — говорит директор Л.Б. Прохорова. — Десятки мероприятий в год проходят под её руководством. Она занимается не только с учащимися, но и с учителями.
Выпустив свой первый класс «коррекции», Ирина Александровна стала учителем музыки, ритмики и рисования. Самое что ни на есть творческое начало.
— Большинство наших детей с большой охотой и энтузиазмом поют и танцуют, — рассказывает Ирина Александровна, — но есть и определённые проблемы. Если ставлю танец, движения в нём должны быть простыми, так как координация у учащихся слабая, поэтому и элементарные па нужно разучивать дольше.
Если поём песню, то не только слова должны быть удобнопроизносимыми, но и музыка им понятной – чёткой, ритмичной. Так что поиск подходящей мелодии занимает много времени. Целыми вечерами дома ищу необходимую музыку в интернете. Но найти — мало. Необходимо ещё и план каждого урока написать. А если предметов три? И ежедневно несколько разных уроков в разных классах?!
Муж иногда ругается – ну неужели в работе учителя главное бюрократия?! Бывают моменты, когда я готова с ним полностью согласиться, ведь бумажная волна вот-вот захлестнёт преподавание даже на таких творческих уроках.
— Пение и танцы — это ведь не только слова и движение. Для них важным и неотъемлемым элементом являются костюмы. Во что одеваете своих артистов? — любопытствую я.
— Огромное спасибо учителям труда — Ольге Борисовне Шляхтиной и Наталье Николаевне Копытовой. Мы вместе обсуждаем, разрабатываем костюмы. Их советы и мнения очень важны. Так что костюмы шьются в школе.
Дети под руководством Ирины готовят концертные программы, музыкальные спектакли. В праздники выступают в доме-интернате — и для них полезно, и ветеранам приятно. Иногда дают представления в детских садах.
Пару лет назад её подопечные выступали на межрайонном фестивале в селе Чернуха Лысковского района, а когда в школе 8-го вида проходил межрайонный семинар коррекционных образовательных учреждений, выступления учащихся Ирины Александровны произвели сильное впечатление на гостей.
Энергии Ирины хватает не только на работу с детьми. По её инициативе и под её руководством в школе образовался вокальный ансамбль учителей, без которого не обходится ни один праздник. Я сам был свидетелем, когда в прошлом году на открытии памятника погибшим воинам в селе Кармазово, от душевности и искренности исполнения песен учителями жители села вытирали слёзы.
— Я очень благодарна всем педагогам, принимающим участие в вокальном ансамбле, — говорит Ирина Александровна. — Сердечно поздравляю их с Международным женским днем, и, пользуясь случаем, всех женщин района. Пусть в нашей жизни будет вечная весна, пусть ярко светит солнце, а дни будут светлыми и безоблачными. Улыбок, хорошего настроения, радости, счастья!
Алексей ТОЛКАЧЕВ