Интервью
фотогалерея
Соколовский характер
В конце марта мне довелось участвовать в работе отчетно-выборной конференции Нижегородского отделения Союза журналистов России. Все как положено: доклады, выступления, прения, выборы. Но главное – было общение с коллегами.
В кулуарах разговорился с Александром Марковичем Цырульниковым, наверное, самым известным нижегородским тележурналистом, репортажи которого с нетерпением ожидали все нижегородцы старшего поколения. За долгие годы работы с кем только не сводила судьба журналиста. Буквально, открыв рот, я слушал Александра Марковича. Речь зашла о том, как кино и телевидение формируют взгляды и образы общества. Как пример, – для большинства россиян маршал Жуков давно уже ассоциируется с актером Михаилом Ульяновым. Александр Маркович дружил с великим актером и охотно делился воспоминаниями.
Работая над образом Георгия Константиновича, актер опирался на мемуары и воспоминания, документы военной поры, кадры кинохроники. Но, конечно же, не мог быть рядом с полководцем на полях сражений, в штабах, где принимались судьбоносные решения. Но, вот, работая над другой знаковой ролью Егора Трубникова в фильме «Председатель», вышедшем на экраны в 1964 году, он, действительно, долго был рядом с настоящим председателем колхоза в поле, на ферме, на наряде, на правлении. Жил в селе.
— Знаешь, Саша, — говорил он как-то Цырульникову, – я роль председателя играл не только с написанного Юрием Нагибиным образа, а и с Петра Соколова из Большого Мурашкина.
И действительно, кто помнит фильм – кепка на голове Трубникова – вылитая «соколовка», а острый, прищуренный взгляд из-под козырька передает твердый и решительный характер Петра Михайловича. Да и работать в Холязине Соколов начинал почти в такой же разрухе, в которую вернулся киношный Трубников после войны.
С Соколовым Александр Цырульников тоже дружил и до сих пор восхищается этим незаурядным человеком и его неординарным характером.
— Звонит как-то мне Соколов, — вспоминает Александр Маркович, — и говорит: приглашаю тебя в цирк.
— С каких это пор цирком интересуешься?
— Да вот недавно афишку увидел, очень заинтересовался.
— Чем же?
— Какая-то дрессировщица с группой коров выступает, хочу посмотреть, чему скотину научить можно.
— Может на львов или тигров посмотреть?
— Можно, только комплекс строю я не для них, а для коров, а там карусельная доилка предусмотрена, вот и хочу сначала посмотреть, можно ли их научить пользоваться ей.
Не только Цирульникова пригласил он в цирк, но и секретаря обкома КПСС, отвечающего за строительство. И комплекс-тысячник в Холязине был построен.
О характере холязинского председателя говорит и такой факт: уже в те годы каждой корове устанавливался электронный датчик — то, что сегодня называется чипом. Так Петр Михайлович через малое время приказал снять их к…, как умел выражаться Соколов. Корова, дескать, не робот и сама должна решить, сколько ей есть и сколько пить.
Известно, что Петр Михайлович заботился не только о производстве, а старался донести до колхозников и духовную культуру. Он сам дружил со многими самыми известными людьми страны и приглашал их в свое хозяйство. И с выступлениями, и с концертами, и одних, и с творческими коллективами. И жизнь в то время кипела в селе. Да и само Холязино в семидесятых годах было уже не то, что в начале шестидесятых, когда здесь почти месяц жил Михаил Ульянов, пытаясь воплотить характер и черты Петра Соколова в образ Егора Трубникова.
Александр Маркович хорошо знает Большемурашкинский район, и от него я услышал немало интересного о таких руководителях, как Машихин и Цапаев. Жаль, что беседа наша не могла быть длинной. Но, может быть, я еще напишу о том, как встречался тележурналист с Василием Андреевичем 14 мая 1985 года.
Алексей ТОЛКАЧЕВ
«Он привлек меня сложностью своего характера, характера противоречивого, но цельного. Неистребимая любовь к людям — суть Егора Трубникова. Любовь страстная, неукротимая, может быть, даже безжалостная любовь на всю жизнь. Он воевал, потерял руку на войне, много страдал. Ему поручено немалое дело — поднять обескровленную страшной войной деревню, дать людям хлеб.»
(Из заметок Михаила Ульянова о работе над ролью Е. Трубникова в фильме Алексея Салтыкова «Председатель»)