Интервью
фотогалерея
Разглядеть за статьёй человека
Это особенно важно, если это статья Уголовного кодекса. Таким принципом руководствуется в своей работе старший следователь Большемурашкинского межрайонного следственного комитета следственного управления по Нижегородской области Екатерина Ивановна Николаева.
Встретившись со следователем — симпатичной, стройной девушкой, которой так идёт форма с лейтенантскими погонами, журналист просто не мог не спросить — неужели со школьных лет она мечтала работать в правоохранительных органах, общаться с убийцами, насильниками и прочими преступниками?
— Не могу сказать, что хотела работать именно следователем, — улыбается Екатерина, — даже училась в ЦОДе в лингвистическом классе. Но в душе всегда жило желание добиваться справедливости, и я пыталась бороться за неё, ещё обучаясь в школе. Потом, оканчивая ЦОД, пришла к выводу, что прокуратура – то самое место, где надёжнее всего отстаивать справедливость. Обратилась к Ивану Геннадьевичу Гусеву, в то время возглавлявшему следственный комитет при прокуратуре, и он дал мне направление в Саратовскую юридическую академию.
Шли годы учёбы. В 2013 году Екатерину направили на практику в Большемурашкинский следственный комитет. Увидев, с каким старанием и неподдельным желанием работает пока ещё студентка Екатерина Николаева, руководитель комитета Алексей Александрович Шолохов предложил девушке должность следователя.
— Выбор был нелёгкий, ведь учиться мне оставалось ещё более года. Отговаривали и друзья-студенты, и некоторые преподаватели. Но я приняла предложение. Начать службу пришлось в звании младшего лейтенанта, поскольку высшее образование было ещё не завершено, а оканчивать академию пришлось по специальной программе.
Зато теперь у молодого следователя, в отличие от сокурсников, уже немалый опыт работы, а на плечах – лейтенантские погоны.
— Катерина, а помните ли Вы своё первое дело?
— Конечно. Думаю, что не забуду никогда. Оно было и сложным, и страшным, и одновременно интересным для любого следователя. Началось всё с того, что в полицию обратился житель Княгининского района, отец троих детей – помогите, пропала жена. Поскольку пропавшие без вести – подследственность комитета, дело поручили мне. Через некоторое время оперативники уголовного розыска обнаружили труп женщины, прикопанный в лесополосе. Имеющиеся смутные подозрения в адрес мужа, приобрели чёткие очертания. Вскоре мужчина сознался в содеянном. На удивление, преступник вёл себя очень достойно.
Наверное, с этого первого дела у Екатерины Ивановны начал формироваться свой принцип в работе: какое бы преступление не совершил подследственный, он не перестаёт оставаться человеком. А увидев в нём человека, проще понять мотивы и движущие силы преступления.
— А трудно ли вычислить мотив преступления?
— По большому счёту, их всего два — корысть и ревность. Кстати, в том самом первом деле мотивом была ревность. Совершенно обоснованная. Поэтому-то было проще установить преступника.
— Екатерина Ивановна, вот Вы раскрываете преступления, передаёте дела в суд. А остаётся ли в душе ощущение, что Вы защищаете справедливость?
— С опытом пришло понимание, что справедливость для каждого своя. Но в то же время окрепла уверенность – если всё делать по закону, мы приблизимся к справедливости. Ведь в самом понятии – законность, одним из главных постулатов заложена справедливость.
Можно рассуждать о том, справедливое ли наказание определит преступнику суд, но нельзя поспорить с тем, что любое раскрытое преступление – торжество справедливости. Это главная цель работы Екатерины Ивановны.
Алексей ТОЛКАЧЕВ