Главная Наши земляки Потерянное детство
07.02.2020
Просмотров: 551, комментариев: 0

Потерянное детство

Супруги Федор Васильевич и Ольга Федоровна Хановы благодарны судьбе, что когда-то она свела их вместе

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился в тылу. Но есть и другие свидетели того страшного времени – дети войны. У этих людей разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия и потерянное детство.

Супругам из села Кишкино Федору Васильевичу и Ольге Федоровне Хановым было всего по 9 лет, когда началась война. Эти страшные и тяжелые годы навсегда остались в их памяти.

Федор Васильевич родом из деревни Меленки. Родители трудились в колхозе имени Мичурина.

— Хорошо помню тот проклятый день, — вспоминает мужчина. — Мы с тятей, так я звал отца, пошли на рынок в райцентр продавать корову. Вот там и услышали, что война началась. Я как-то даже не поверил. Но сразу на следующий день всех мужчин в деревне забрали на фронт. И вот тогда мы поняли, что ничего хорошего нас не ждет. А через год, в одном из страшных боев Сталинградской битвы, тятю от взрыва засыпало землей. После боя его раскопали, но состояние было очень тяжелое — умирать отправили домой. Прожил он в родных стенах всего несколько дней.

Матери, чтобы как-то прокормить детей, приходилось  целыми днями работать, а Федору — нянчиться с младшими сестренкой и братиком.

— В сентябре я пошел в первый класс, — продолжает мой собеседник. — Но проучился немного и снова в няньки. На то время осталась только сестренка Аня, а малыш заболел и умер. Помню, укачаю её в зыбке и гулять, пока мама не видит. Сам-то ещё бестолковый был. Но повзрослеть пришлось быстро. Наступили холода, дров не было. Дома было холоднее, чем на улице. Мама с работы приносила охапку дровишек, но этого было мало, да еще и голодные все были. Вот и пришлось мне по деревне милостыню просить, кто что подаст. Не так о себе беспокоился, как о сестренке переживал, чтобы от голода не умерла.

Федор рано научился мужским делам и стал калымить. К нему за помощью шли все женщины деревни. Кому топорище новое сделать, кому лопату или вилы на черенок насадить, а за это кормили, да с собой еще давали. А потом стали просить  в лес за сучками на лошади ездить. Мальчонка шустрый был, топор за пояс — и на верхушку дерева. Сучки рубит, а женщины в сани укладывают.

— Где-то с 14 лет я стал работать в колхозе на лошади, — вспоминает Федор Васильевич. — Со своими сверстниками и со взрослыми возили из Перевоза тюки сена. Сами грузили и выгружали. Нам за это командировочные давали. А постарше я уже все мог — и плотничать, и строить, и на тракторе пахать и сеять, и валенки валять. Этому меня научила жизнь. Мог заменить любого работника.

В 20 лет молодой парень повстречал девушку Анну из соседнего села. Вместе они прожили 23 года, родили сына Василия и дочь Антонину. Но после тяжелой болезни жены Федор остался вдовцом. Спустя два года судьба свела его с Ольгой из деревни Сосновка, у которой тоже были сын Николай и дочь Анна, и к тому времени она тоже овдовела.

— Мы тогда трудились в одном колхозе, я — на складе, а Федор — водителем, — вступила в разговор супруга. — Оба одинокие, дети выросли, так и сошлись, вместе уже 43 года. Судьбы наши очень схожи, только детство в войну у меня было не такое тяжелое, как у Федора. В нашей семье было трое детей: я — средняя и два брата. Старший Николай погиб на войне, а папу на фронт не взяли, он инвалид детства — глухой был. Поэтому заменял всех мужиков в деревне. Он умел все: и печи клал, и столярил. Тяжело ему было, зато мы голодные и холодные не сидели. Мама в колхозе трудилась, я в Кишкинской школе училась, а брат Александр совсем маленький был, иногда приходилось с ним нянчиться.

Со слов Ольги Федоровны, тяжкий труд ей тоже довелось испытать. Как и многие дети после учебы вывозили на санях с фермы навоз, так как лошадей берегли. Украдкой ночами ездили в лес за дровами, приходилось и с волками встречаться. А летом работы везде хватало — и в полях, и в лугах.

— Закончила я семилетку и стала трудиться в колхозе, — продолжает Ольга Федоровна. — Родители корову держали, делали на продажу творог и масло. Я большую поклажу через плечо перевешу — и пешком до Работок, а там по реке на пароходе до Горького на Канавинский рынок. Всякое в жизни было, все выдержали. Наверное, только благодаря непосильному труду наше поколение такое стойкое.

В село Кишкино супруги переехали десять лет назад. До этого жили в Сосновке, имели большое хозяйство, пчел. Купили машину, чтобы ездить с товаром на рынок. Когда стало тяжело, все нарушили, купили в Нижнем Новгороде домик, летом жили в деревне, а на зиму уезжали в город, поближе к детям, внукам и правнукам.

— Когда колхоз развалился, деревня стала пустеть, мы решили в городе продать дом и купить жилье в Кишкине, — говорит Ольга Федоровна. — Сейчас только жить да радоваться, но здоровье подводит. Федор четыре сложные операции перенес, меня давление мучает. Но радоваться каждому дню помогают близкие и родные люди.

Дети войны – это особое поколение. Мы должны учиться у них мужеству, стойкости, человечности, помнить об этих страшных страницах в истории нашей страны.

Елена КОСАРЕВА

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!