Главная Наши земляки Педагог по зову сердца
01.12.2023
Просмотров: 440, комментариев: 0

Педагог по зову сердца

Елена Григорьевна Судомойкина родилась 26 июня 1930 года в селе Большое Мурашкино в семье учителя Григория Ивановича Лунина, уважаемого и известного в нашем районе человека, талант которого раскрылся в прекрасных картинах. Он сумел воспитать свою дочь так, что в ней сочеталось «все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни».

В 1938 году Елена была зачислена в Большемурашкинскую начальную школу, затем в 1941 году перешла в неполную среднюю школу, где училась до 1945 года. В 1948 году она окончила десять классов. Ее любимым предметом был иностранный язык, поэтому сразу по окончании школы Елена Григорьевна начала работать учителем немецкого языка в средней школе с условием «поступить на заочное отделение института иностранных языков в 1949 году», как записано в приказе Большемурашкинского РОНО. И в 1955 году она окончила полный курс названного института, ей присвоена квалификация преподавателя немецкого языка и звание учителя средней школы. В ее трудовой книжке одна запись. О таких людях в народе говорится, «где родился, там и пригодился».

Елена Григорьевна любила свою работу, преподаваемый ею предмет, учеников, поэтому работала с полной отдачей сил. Незаурядные способности в сочетании с педагогическим тактом позволили ей снискать уважение и авторитет и у школьников, и у родительской общественности. Неслучайно именно она была избрана деканом факультета педагогических знаний родителей учащихся 8-10 классов. На протяжении многих лет Елена Григорьевна вела активную трудовую деятельность: обучала детей незнакомому, «чужому» языку и вместе с учениками оборудовала кабинет иностранного языка — один из лучших в школе, делилась своим опытом с коллегами, выступая на педагогических советах и участвуя в педчтениях, руководила методическим объединением учителей иностранного языка. Кроме того, постоянно занималась самообразованием, следуя заповеди К.Д. Ушинского: «Учитель до тех пор остается учителем, пока учится сам…». В таком насыщенном ритме шла жизнь Елены Григорьевны. Она, мама двух дочек, находила время и для участия в художественной самодеятельности!

Чуткая ко всему новому, что появлялось в методике преподавания немецкого языка, педагог умело использовала разнообразные приемы и методы, технические средства и самостоятельно изготовляла раздаточный материал. Это позволяло ей добиваться полной успеваемости учащихся. Каждый второй ученик успевал на 4 и 5, более десяти ее выпускников окончили педвуз иностранных языков и успешно продолжили дело своего учителя-наставника. Вклад учителя Елены Григорьевной Судомойкиной в дело просвещения высоко оценен: в 1970 году она награждена медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», в 1971 году — значком «Отличник народного просвещения», в 1978 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель школ РСФСР».

Ирина Воронова

Для изучения немецкого языка наш класс поделили на подгруппы, и моим учителем стала Елена Григорьевна Судомойкина. С первого занятия мы почувствовали увлеченность учителя своим делом и желание включить нас в диалог. Начинался урок иностранного языка с взаимного приветствия, вопросов к дежурным по классу. И все это звучало только на немецком языке! Такая практика позволяла нам быстрее запомнить новые слова и использовать их в своей речи. И как только мы усваивали материал, Елена Григорьевна «подбрасывала» незнакомые слова, ежеурочно пополняя наш словарный запас. Урок был насыщен разнообразными заданиями, и сорок пять минут пролетали на одном дыхании живо и интересно. Проводились уроки-концерты: мы читали стихи, пели песни, инсценировали диалоги. До сих пор помню несколько песенок! Не было сильных и слабых учеников среди нас, для каждого учитель находил доброе слово. Столько выдержки и такта было в учителе! Всех медлительных Елена Григорьевна выслушивала терпеливо, поддерживала и подбадривала, вселяла уверенность в себе. Поэтому никто из учеников не испытывал страха и боязни, идя на урок и зная, что получит помощь от учителя и одноклассников. На уроках Елены Григорьевны мы не только осваивали учебный материал, но и учились ответственности за свои слова и поступки, справедливости и честности во взаимоотношениях. Будучи сама трудолюбивым человеком, патриотом своей Родины, Елена Григорьевна стремилась и в нас воспитать эти качества. Она была нетерпима к лени и равнодушию. Воспитательная сторона ее уроков являлась такой же значимой, как и учебная. Именно Елена Григорьевна сформировала у нас интерес к жизни наших ровесников в ГДР. Завязались новые знакомства, началась переписка. Мы приносили письма в школу, Елена Григорьевна помогала их перевести на русский язык. Одно письмо я написала своей далекой подруге на немецком языке, и она была приятно удивлена, что русская школьница так хорошо может изъясняться на их языке. Яркий пример педагога «по зову сердца» окончательно утвердил мое решение стать учителем. Мы, бывшие ученики, глубоко благодарны своей учительнице за хорошие знания, душевную теплоту, за уроки жизни.

Мария Малиновская

Елена Григорьевна Судомойкина преподавала немецкий язык у нас в старших классах в 1966-68 гг., а также была классным руководителем.

Только по прошествии времени понимаешь, как посчастливилось учиться у такого человека, направляющего нас во взрослую жизнь, обучающего знаниям, которыми владел сам. Елена Григорьевна соответствовала цитате А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Аккуратная, подтянутая, доброжелательная, ответственная и обязательная, в меру строгая — такой была Елена Григорьевна Судомойкина.

В воспитательном и учебном процессе у Елены Григорьевны не было мелочей: она обращала внимание на внешний вид, форму одежды, прически учеников, манеры поведения, мотивируя нас к саморазвитию и поведению в обществе. Она любила свою профессию и постоянно работала над собой, совершенствуя имеющиеся навыки. Елена Григорьевна настолько компетентно, увлекательно строила уроки, используя все современные методы, что это вызывало огромное желание и интерес к изучению иностранного языка. До сих пор все свежо в памяти. На уроках говорили исключительно на немецком языке. Мы должны были уметь рассказывать о себе: биографию, место жительства, о семье, резюме, и мы это умели. Мы учили и вместе с педагогом пели песни, причем хиты того времени, играли в игры, ставили костюмированные пьесы, читали стихи, учили басни. Для правильного произношения и понимания разговорного текста она использовала на уроках «портативный» проигрыватель — с текстами, диалогами речи, отдельными фразами, словами. Она много рассказывала и показывала Германию, ее города, достопримечательности. Она учила нас любить родной край, природу, театральный Горький. Бывая за рубежом, с помощью полученных школьных знаний по «языку», я могла общаться с окружающими, в аэропортах, магазинах, помогать другим в различных ситуациях. Желание работать, любовь и уважение к детям, огромное трудолюбие — черты советского педагога Елены Григорьевны Судомойкиной. А в результате — крепкие знания, любовь и уважение учеников.

Людмила Санакоева

В Год педагога-наставника не могу не рассказать о своем учителе, которого боготворила, уважала, любила. Да, именно так я могу сказать о Елене Григорьевне Судомойкиной. Какой она была педагог? Требовательная и строгая, справедливая и отзывчивая, болеющая душой за каждого своего ученика. Она знала, помнила всех, кого учила. Всегда с улыбкой, уже спустя годы, интересовалась, как дела, как жизнь, как служба у Саши (мой брат — тоже ее ученик). Она видела способности каждого и вселяла веру в успех. Лично я, сдавая экзамен по немецкому языку в десятом классе, переволновалась, как это бывает, и ответила на «тройку», но по предмету у меня всегда была твердая «четверка». Елена Григорьевна убедила меня пересдать, что я и сделала, и получила «4». И я благодарна судьбе, что такой человек был в моей жизни — педагог от Бога, Человек с большой буквы! Я думаю, что мои слова поддержат многие ее ученики.

Лариса Удалова

Елена Григорьевна Судомойкина… Тетя Лена… Моя дорогая, любимая тетя по папиной линии. Строгая, справедливая, добрая, чуткая, внимательная, гостеприимная. Я часто приходила к ней в гости, когда училась в школе, немного реже — когда стала взрослой. С ней всегда было интересно поговорить. Она интересовалась и радовалась моим успехам, поддерживала добрым словом, советом, когда я начала работать в школе, всегда приходила на наши университеты культуры и литературно-музыкальные гостиные в музыкальную школу, писала письма и поздравительные открытки ко всем праздникам в далекий Владивосток, любила дарить подарки. До сих пор сохранились у меня хрустальная конфетница, подаренная ею на свадьбу, книги, альбом для фотографий. Многое в моей жизни связано с тетей Леной: классный руководитель, учитель немецкого языка, наставник, она была примером для меня. Никогда не слышала от нее грубого слова, каких-либо слов осуждения кого-то. Помню последнюю нашу встречу. Она была активной участницей хора ветеранов, и они готовились ко Дню Победы. Тетя Лена пришла ко мне домой и попросила подобрать и записать мелодию песни, которую спела сама. Я тогда еще подумала: «Тетя Лена все такая же и в свои 70 лет — активная, все ей интересно!». А через несколько дней — 29 марта 2001 года — ее не стало… В детстве, проходя мимо ее дома, всегда смотрела на окна. И если она стояла у окна, то обязательно улыбалась и махала рукой. Я до сих пор не изменила этой привычке — посмотрю на окно и вспомню мою дорогую тетю Лену...

Материалы собрал Иван БИЗЯЕВ
 

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!