Интервью
фотогалерея
Одна, но не одинока
В рубрике «Дети войны» чаще всего мы рассказываем совсем не о войне, а о том, как выжили дети в те голодные годы, как учились и работали в не менее голодные послевоенные годы. Александра Ивановна Преснякова родилась в 1940 году на Малом Мурашкине и, конечно же, не помнит, как жило село в годы Великой Отечественной войны. Отца, Ивана Ивановича Лесникова, мобилизовали в самом начале войны, это она знает по его рассказам.
Как-то неловко называть болезнь везением, но в данном случае отцу героини очень здорово повезло — в 1942 году его комиссовали по болезни. Иначе… Что там говорить, если из мобилизованных в 1941 году живыми с войны вернулись единицы. А Лесниковы и в страшное время были счастливы. Это счастье уже через год обернулось ещё одной дочерью в семье. Потом были и другие.
— Всего в семье было 5 детей, — рассказывает Александра Ивановна, — все девки. Правда, сразу после войны родился брат, но умер в младенчестве. Иван после возвращения с фронта устроился на работу в кузницу, но вскоре осколок металла повредил ему глаз, и всю оставшуюся жизнь он работал конюхом.
Возможно сёстрам Лесниковым при живых родителях пришлось чуть полегче пережить и военные годы, и страшнейший голод 1946-47 годов. Так или иначе, осенью Шура пошла в первый класс местной школы.
— В нашем классе учились 8 детей, — вспоминает Александра Ивановна, — да и в других примерно по столько же. Мы думали, что в селе было даже две школы. Школа-то была одна, только зданий — два.
А учителей пожилая женщина помнит до сих пор.
— Наш класс учила Клавдия Александровна, из числа эвакуированных, другой класс — весьма известная в районе учительница Устинья Васильевна Машенкова. Работал ещё Василий Фёдорович Куклев, но его вскоре перевели в начальную школу деревни Николаевка.
Это сколько же детей было в послевоенные годы, если школы были даже в деревеньках, о которых сегодня не каждый и слышал. И к образованию в Советском Союзе относились крайне ответственно и требовательно. Иначе в космос не полетели бы. Уже после четвёртого класса школьники сдавали экзамены. Причём, не в своей школе, а в школе Казачьей Слободы, поскольку само Малое Мурашкино административно входило в состав Казачьеслободского сельсовета, сегодня — это улица Заречная и конец Нижегородской. А здешняя школа впоследствии стала детсадом «Ромашка», который, впрочем, давно закрылся.
В 5-й класс Шура пошла уже в Большом Мурашкине. Семилетка, неполная средняя школа, работала в нынешних: музее, ЦРТДЮ, бывшей СЭС. Можно сказать недалеко от дома, подумаешь, три версты. В средней школе, которая в то время располагалась на месте коррекционной, или попросту «на лугу», девушка окончила только 8-й класс. В селе считали, что и этого лишку, а на фермах колхоза имени Кирова, который был на Малом Мурашкине, требовались доярки.
— Ну а мы считали, что так и нужно работать: в старых ватниках, в грязи, доить в подойник руками 10-12 коров, — вспоминает ветеран. — Из механизации только подвесная бадья для удаления навоза.
Несмотря на тяжёлый труд и отсутствие бытового комфорта, молодёжь жила активной, насыщенной и весёлой жизнью. Её центром был местный клуб и его заведующий Анатолий Шишкин. Александра была избрана секретарём комсомольской организации колхоза и не могла оставаться в стороне. Активно участвовала в художественной самодеятельности, в спортивных мероприятиях. С концертами выезжали в соседние сёла, в райцентр. Старшее поколение помнит, что маломурашкинская волейбольная команда была грозой всего района!
Начало шестидесятых в стране ознаменовалось укрупнением сельхозпредприятий. 1 января 1961 года колхоз имени Кирова вошёл в состав племзавода «Большемурашкинский».
— Может с производственной, сиюминутной точки зрения, это и было полезно, — размышляет пожилая женщина, — только вот село с этого момента стало хиреть.
В 1962 году Александра вышла замуж за одноклассника Алевтина Преснякова. Вскоре родилась старшая дочка Галя. Пресняковы продолжали жить и работать в родном селе. В 1974 году дочка пошла в 5 класс в школе райцентра. Как и её родители, добиралась пешком.
«Маленькая ещё девочка, страшно, что ходит так далеко», — решили родители, словно забыв, как добирались сами, и семья перебралась в Большое Мурашкино.
Сама Александра была в это время беременна младшей дочкой. С этого момента началась, можно сказать, другая жизнь семьи. Женщина стала работать на почте. Начав с оператора, выросла до бухгалтера. Муж работал водителем, сначала в больнице, затем тоже на почте.
Сегодня Александра Ивановна по-прежнему живёт в доме на улице 1 Мая, только уже одна, овдовев шесть лет назад.
Одиночеством её жизнь не назовёшь. Три дочери подарили ей шесть внуков, у которых родились столько же правнуков. И перспектива роста их числа есть, поскольку два внука ещё не женаты.
Алексей ТОЛКАЧЁВ, фото автора