Главная Наши земляки Ногавицыно — грибы и ягоды рядом с домом
03.09.2021
Просмотров: 573, комментариев: 0

Ногавицыно — грибы и ягоды рядом с домом

Воспользовавшись теплой и сухой погодой, мы решили навестить деревню Ногавицино, так как в ненастье, а тем более в зимнее время туда не добраться. Не доехав немного до Карабатова со стороны Курлакова, мы свернули вправо на проселочную дорогу. Примерно три километра пути не переставали восхищаться природой, с которой, безусловно, можно писать картины. А въехав в саму деревню, от свежайшего и чистейшего воздуха закружилась голова, так как она находится в окружении хвойных деревьев. Грибы и ягоды можно собирать, не отходя от дома.

Царёвы

Когда остановились у первого на пути дома, к нам вышел мужчина и сразу завел разговор. Житель города Кстово Владимир Александрович Царёв родом из деревни Полянка Кстовского района, что находится примерно в семи километрах от Ногавицина.

— А вот моя супруга Валентина родом отсюда, — сказал мужчина. — Мы с ней познакомились в 1982 году в соседней деревне на свадьбе у моей сестры, они подругами были. На тот момент я служил в армии и приехал в отпуск. Мы переписывались, а через год я вернулся, мы поженились и уехали жить в город.

Очень удивительным образом оказалось, что Валентина и Владимир были однофамильцами. Несмотря на то, что жили молодые в разных районах, раньше никогда не виделись и не знались, но, как говорится, от судьбы не уйдёшь. Владимир и Валентина полюбили друг друга с первого взгляда. Уже изначально у них на двоих была не только общая фамилия, но и общие взгляды и интересы.

Пока мы общались с хозяином, из дома вышла Валентина. Выяснив, кто к ним приехал, она снова ушла в дом со словами: «Про нас не надо писать, сейчас я вас познакомлю с коренной жительницей, ей есть что вам рассказать».

Вскоре на крыльце появилась Александра Михайловна Царёва – мать Валентины. Но когда я узнала, что 3 октября ей исполнится 100 лет, очень удивилась — женщина выглядела просто замечательно для своего возраста. Присев на лавочку, мы повели душевный разговор.

— В деревне сейчас где-то около 30 домов жилых, а когда-то было не менее 100, — вспоминает Александра Михайловна. — В ту пору работали и начальная школа, и магазин, и клуб, овцеферма, свиноферма и конный двор. Очень давно Ногавицино было селом, так как здесь стояла церковь, если память не изменяет, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход был большой, люди шли из соседних деревень. Одним словом, жизнь кипела. А родители мои были простыми крестьянами, трудились день и ночь. Семья была многодетная, среди братьев и сестер я была самая младшая. Отец умер рано, помогал нам старший брат, у него уже своя семья была и пятеро детишек. Когда началась война, его забрали на фронт, и больше мы его не видели — он погиб. А в 1942 году умерла его жена, и дети остались с нами. В основном их воспитанием занималась моя старшая сестра. Я окончила семь классов, во время войны трудилась: и окопы копала, и на торфяники посылали. Все время не доедали, в холоде и голоде были. Страшное время мы пережили.

В 1947 году девушку судьба свела с парнем Алексеем, который только вернулся с фронта. Родом он был из Медведкова, а жить молодые остались в Ногавицине. Вырастили четверых детей, всю жизнь трудились в колхозе имени Мичурина.

Александра Михайловна — ветеран войны и труда. В 1987 году женщина овдовела, но одинокой она себя не чувствует, живет в любви и заботе близких людей, а у неё их очень много: 6 внуков, 11 правнуков и 3 праправнука.

— Как умер отец, мама на зиму перебиралась к своей сестре в Карабатово, — продолжает Валентина. — А когда в 2001 году ее не стало, мы маму забрали в город. Но деревню никогда не забывали. С мужем мы уже на пенсии, живем здесь с весны и почти до зимы. Все лето с нами внуки. Вода из колонки, топимся камином, когда холодно. В магазин ездим в Большое Мурашкино. Без деревни жить не можем, здесь тихо, спокойно, да и с землей нравится возиться.

В тишине и спокойствии

Следующая героиня — жительница Нижнего Новгорода Ольга Александровна Тунакова. Увидев меня, она была рада пообщаться. Но беседа наша получилась невеселой — женщина, со слезами на глазах, поведывала мне о своей нелёгкой судьбе.

— Купили мы с мужем здесь домик 35 лет назад, до этого у нас никого не было в деревне, — сказала Ольга. — Получилось так, что мы с приятелями поехали к ним на дачу в Карабатово, и очень нам там понравилось. Вот и подыскали в этих краях себе дачку. В то время деревня ещё процветала, местных жителей было много, держали скотину, выгуливалось стадо. Можно было без проблем купить домашнее молоко, мясо. Жизнь тогда казалась сказкой, и в семье у нас всё было отлично.

Муж — предприниматель, имел свои большегрузы. Но в один миг всё рухнуло — в автосервисе сгорели машины, и с этого начались наши несчастья. Копились долги перед банками, мы обанкротились, все суды проиграли. Потом сгорела дача, но мы смогли купить другой дом. У мужа от всего происходящего сердце не выдержало и год назад его не стало, вскоре я, как назло, руку сломала, да и разные болезни повылазили. Хорошо сестра тоже здесь домик купила, ухаживает за мной. В город даже не рвусь, была бы возможность — жила бы здесь круглый год. Только в деревне я нахожу успокоение, уют, наслаждаюсь природой, тишиной, отвлекаюсь от плохого.

Выслушав женщину, я поинтересовалась о детях, внуках. И сразу на её лице засияла улыбка, и она с радостью поделилась, что у неё замечательные сын и дочь, четыре внука, два правнука, ради которых она и живёт. Пожелав Ольге крепкого здоровья и больше радостных, счастливых моментов, мы отправились дальше.

Три подружки

Оказавшись в конце деревни, нас привлекли cвоей ухоженностью и аккуратным видом три последних дома, между которыми стояли старинные глиняные мазанки, покрытые шифером. Пока я думала, в какой из домов постучаться, из огорода вышла женщина с кабачками в руках.

Юлия Александровна Сафонова знает Ногавицино уже 60 лет, это родина её мужа.

— Сама я родом из Работкинского района, — подметила женщина. — Как поженились, стали жить со свекровью, работали в колхозе, держали скотину, родили двух дочек, общими усилиями построили дом на месте старого. В деревне народ дружный был, все вместе не только трудились, но и праздники отмечали, под гармошку пели, плясали. Жили одной дружной семьёй. Но постепенно жизнь в деревне стала утихать. Когда закрыли школу, мы уехали в Богородск, так как дочки были ещё школьницами. Потом переехали в Селекцию Кстовского района. Муж от сердечного приступа умер 37 лет назад, прямо на работе, а через год не стало и свекрови. А я как ездила в деревню, так и езжу. Врачи по состоянию здоровья сказали больше времени на свежем воздухе надо находиться. Хоть самочувствие мое неважное, но дом и огород не запускаю. Дочки приезжают, правда, не так часто, как хотелось бы, у них своего транспорта нет, а нанимать машину — дорого. Я стараюсь, чтобы у меня всё выросло на огороде, в город с заготовками надо приехать, ведь у меня ещё два внука и три правнука, надо им помогать.

Юлия Александровна вспомнила и военные годы. Когда её отца забрали на фронт, ей было 4 года, помнит она его плохо, он погиб на войне. До сих пор с ужасом вспоминает, как в их деревне стояли танки, было много эвакуированных, люди умирали от голода и болезней.

Во время беседы к нам присоединилась соседка Юлии — Надежда Ивановна Краева. Живет она в Нижнем Новгороде, но родилась и выросла в Ногавицине.

— Здесь, на хуторе, я окончила начальную школу, детворы в ту пору было полно, — вспоминает женщина. — Потом училась в Курлакове, но когда там школа сгорела, доучивалась в поселке Советский. После 8 класса пошла трудиться в колхоз. Уезжать из деревни не собиралась, пока не встретила свою судьбу. Замуж вышла за карабатовского парня, но он уже жил в городе и меня увез туда. С 1969 года в деревню приезжала только к родителям в гости.

Надежда поведала, что пережила большое горе — схоронила и мужа, и сына. Но огромная радость в жизни — это дочка и 4 внука, которые её всегда поддерживают и во всем помогают.

Тем временем в наш разговор влилась еще одна соседка — Лидия Александровна Сударикова. Она призналась, что дом ей достался от прабабушки. Сюда она стала приезжать пятнадцать лет назад, когда ушла на заслуженный отдых, и считает, что краше места она не встречала. Женщина, как и соседки, с хозяйством справляется без мужской силы. Помощники у неё лишь дочка и внучка.

Собравшись втроём, они наперебой делились проблемами в деревне: нет уличного освещения и дорог, кладбище запустили, а самое опасное для дачников — бурьян, который заполонил все вокруг, недолго и до беды — пожара. Выпустив «пар», женщины засобирались на картошку.

— Надо поработать, а уж потом отдохнём, на лавочке посидим, пообщаемся, — сказали три подружки. — Мы каждый вечер гуляем, здоровья набираемся. Не заметишь, как в город пора собираться, потом долго не увидимся.

С надеждой на будущее

Жаль, что когда-то крепкая, процветающая деревня оказалась заброшенной, бесхозной, зарастает бурьяном . Только благодаря дачникам и коренным жителям, любящим свою малую родину, она хоть как-то существует. И несмотря на то, что асфальтированной дороги в деревню нет, приезжие всё равно скупают здесь дома, обустраивают их. И в свободное время, чтобы отдохнуть от городской суеты, мчатся на дачу, находя там душевное равновесие и гармонию с природой. И хочется верить и надеяться, что Ногавицино будет не только жить, но и вырастит новое поколение, которое пустит здесь свои корни, продолжит свой род и еще через сто лет будет рассказывать своим внукам и правнукам об истории своей деревни.

Елена КОСАРЕВА
Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!