Главная Наши земляки Не красота вокруг, а рай пресветлый
11.03.2022
Просмотров: 494, комментариев: 0

Не красота вокруг, а рай пресветлый

Деревня Рамешки находится примерно в десяти километрах от райцентра в сторону Нижнего Новгорода и входит в состав Холязинского сельсовета. Не доезжая немного до поворота на Папулово мы свернули направо. От главной дороги до деревни около километра, кругом поля, дорога хорошо расчищена. По пути нам встретилась стая куропаток, которая была занята поиском пищи. Оставшееся зерно после уборки урожая на полях помогает им выжить. Но, как оказалось, они частые гости в деревне. Чтобы пережить зиму, хитрые птички держатся ближе к жилью человека.

Здесь жил бунтарский дух

Рамешки находятся на живописном берегу реки Сундовик. От неё до соседнего села Папулово рукой подать. Сама деревня небольшая — на данный момент порядка тридцати домов. В старину она была окружена лесами. Название поселения, по всей вероятности, произошло от старорусского слова «рамень», что означает край леса, от которого давно уже не осталось даже и пня.

Из архивных источников известно, что в жителях этой деревни всегда жил бунтарский дух, народ даже был задействован в «разинском» движении. А в 1906 году не раз происходило столкновение крестьян с конной полицией, за что их и арестовывали. До 1917 года население работало на своего барина-помещика Прутченко. Позднее многие стали заниматься извозом, обслуживая транспортные конторы пароходства, которые находились в Большом Мурашкине. В 1932 году в Рамешках организовался колхоз «Воздвижинец».

Интересная собеседница

При въезде в деревню взгляд обращается на красивые современные дома дачников. Но больше построек обыкновенных, они остались ещё от родителей или бабушек и дедушек. Есть и такие, которые годны только под снос. Проехав до конца деревни, а это километра полтора, мы не встретили ни одной живой души. Зато на окраине увидели протоптанные и расчищенные к домам тропинки. Пообщаться с хозяйкой одного из них, нам не составило труда. Женщина оказалась не только гостеприимной и интересной собеседницей, но и единственной нашей героиней.

Объехав всю Россию, Нина Фролова вернулась  в родные Рамешки

Нина Васильевна Фролова родом из Рамешек. Окончив в 1963 году школу, поступила в Горьковский педагогический институт имени Минина по специальности «Учитель географии и биологии». После первого курса Нине пришлось перевестись на заочное отделение, так как она вышла замуж за военного и уехала с ним в Узбекистан. Там она начала свою педагогическую деятельность, там у супругов родились дочки.

В 1979 году семья переехала в город Ашхабад, где до заслуженного отдыха Нина Васильевна трудилась в области педагогики, начиная от учителя и до начальника отдела педагогических кадров.

— Как бы хорошо мне не жилось, меня всегда тянуло на родину, в деревню, — говорит моя собеседница. — Все отпуска мы проводили с мужем там, а девочки все каникулы. Моя мама всегда говорила про наши края: «Не красота вокруг, а рай пресветлый». Когда в 1984 году погиб муж, мысли закрадывались, что на пенсии вернусь в Рамешки, так и случилось. В 2001 году я переехала к маме — она заболела, ей нужен был уход, да и вдвоём жить лучше.

Из рассказа Нины Васильевны узнали много интересного о её детстве, о самой деревне и её жителях. Слушая женщину, мне казалось, что в её руках большая книга, в которой всё подробно расписано.

— Родилась я в первый послевоенный год, — рассказывает моя героиня. — Со слов мамы, жизнь была тяжёлая. Очень ощущалась нехватка рабочей мужской силы, всё ложилось на женщин и детей. Народ работал за трудодни, по которым колхоз выдавал сельхозпродукцию — зерно, овощи, солому, сено. В поисках достойной оплаты труда люди вербовались и уезжали восстанавливать разрушенные во время войны объекты, на разработку торфа на Пыру.

Нину растили мать Мария Михайловна Мокрова и бабушка Екатерина Васильевна Грачева. Она всегда была окружена их любовью и заботой. Они стремились, чтобы их девочка не познала того, что довелось пережить им.

— Бабушке было 38 лет, когда она овдовела и осталась с пятью детьми на руках, — продолжает Нина Васильевна. — Но народ в деревне всегда жил дружно, друг другу во всём помогал, двери для гостей всегда были открыты. И бабушку без помощи не оставили, её поддержал сосед Иван Фролов, поделился зерном, мукой. Маме тоже довелось пережить и голод, и холод, и тяжёлый труд, да и жизнь семейная у неё не сложилась. Поэтому они всегда мечтали, чтобы хоть мне в жизни повезло.

Нина Васильевна вспоминает, что в детстве деревня ей казалась большой, дома стояли близко друг к другу, напротив каждого были выстроены глиняные мазанки, где хранили всё необходимое — зерно, одежду, а в теплое время там ночевали. В основном дома были ветхие, но был один кирпичный, три — полукаменных и два больших дома на две семьи. В них когда-то жили зажиточные люди Грачёвы и Костюнины. Они занимались своим производством, валяли валенки. Церкви в деревне не было, приход был в Лубянцах. Позднее, когда её снесли, верующие стали ходить в Папулово в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

— В деревне была большая ферма, конный двор, птичник, телятник, коровник, овчарня, теплушка, где грели воду для скотины, и даже маслобойка, — вспоминает женщина. — Молодежь ходила в клуб, магазина не было и школы тоже. В начальную школу ходили в Папулово, а дальше в Кишкино. Детей в ту пору было много, и я помню, как нас первого сентября, первоклашек человек десять, провожала, можно сказать, вся деревня. До Папулово ходить проблем не было, а вот в Кишкине когда учились, если были морозы, мы оставались при школе, в интернате.

Окончив школу, молодёжь оставляли работать в колхозе имени Карла Маркса, паспорт на руки не выдавали, чтобы не сбежали в город. Только по предъявлению документа о зачислении в учебное учреждение.

Постепенно жизнь в деревне стала угасать. Из-за проблем с работой, молодёжь потянулась в город. Из шестидесяти с лишним жилых домов осталось порядка двадцати пяти. Деревня опустела. И только после перестройки началось обновление Рамешек.

— Деревня стала оживать благодаря дачникам, — замечает Нина Васильевна. — Старожилов давно уж не осталось, только наследники есть, где-то домов семь. Деревенька обновляется, старые дома реставрируются, и шесть новых построек. А самое дорогое, что всегда было в этой деревне — добрые, трудолюбивые, отзывчивые люди и великолепная природа. Бабушка бывало восхищалась: «Воздух-то какой — не надышишься!», «Послушайте, как жаворонки поют». Дачники — большинство молодёжь, все заботливые, отношения у нас с ними тёплые, доверительные. Когда едут в деревню, всегда хлеб, продукты, лекарство нам, пожилым, привозят. А местный молодой человек Николай из Папулова, часто к нам заглядывает. Помогает нам с соседкой тётей Фаей и снег почистить, и дров наколоть. С водой проблемы нет, у каждого своя скважина, а вот газ обещали, но так и не провели, печку топим. Дочки, внуки и правнук живут в Москве, летом гостят, а зимой только по телефону общаемся.

Нина Васильевна призналась, что и сельская администрация их без внимания не оставляет. Федор Алексеевич Лицов и Павел Александрович Дойников реагируют на каждое обращение жителей, на каждую их просьбу. Осталось только дорогу по деревне заасфальтировать. В слякоть в отдельных участках подняться невозможно. Ну и света на улице побольше бы, на всю деревню только три фонаря освещают местность.

Соседка

Наговорившись вдоволь с Ниной Васильевной, я собралась навестить её соседку тётю Фаю, но женщина cказала, что бесполезно — дверь она никому не открывает, а других жителей на данный момент нет.

— Тётя Фая Алексеева — коренная жительница Рамешек, — продолжила рассказ Нина Васильевна. — Отец у неё пропал без вести в войну, мать постоянно была на работе в управлении в Кишкине, часто там и ночевать оставалась, поэтому Фаину растила бабушка. Замуж вышла за Юрия из Городищ и уехала в город. На пенсии вернулись в деревню, муж девять лет назад умер. Её сын Александр навещает, занимается пчеловодством. Доброй души человек, щедро делится со всеми мёдом.

Женщина уверена, что в хорошие места и люди тянутся хорошие. Соседи между собой никогда не воюют и не делят территорию, друг от друга не прячутся. Живут они без высоких заборов и ограждений, могут прийти друг другу в гости в любое время.

Деревня будет жить

Рамешки сегодня могут спасти только дети-внуки тех, кто здесь жил и еще живет, ну и, конечно же, дачники. Пока они приезжают, следят за своими домами, обустраивают их, наводят порядок, деревня будет жить. И остаётся только надеяться, что наступят времена, и молодёжь вновь потянется к матушке земле. Как раньше заколосятся поля, зазеленеют луга, на которых с раннего утра и до вечера будут пастись стада и летать пчёлы.

Елена КОСАРЕВА

Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!