Главная Наши земляки Нас там быть не могло…
19.02.2016
Просмотров: 1198, комментариев: 0

Нас там быть не могло…

«Тридцать лет назад, — говорит Сергей Смирнов, — в Анголе было гораздо теплее»

Мне довелось писать о солдатах, выполнявших воинский долг в Афганистане, Египте, на Кубе. О том, что советские войска были в этих странах, достаточно широко известно, а вот о том, что наши воины служили в Анголе, до недавнего времени считалось военной тайной — даже в военкомате нет сведений о тех, кто служил в тех местах.

Не раз общаясь с Сергеем Смирновым, случайно узнал, что судьба забрасывала его по ту сторону экватора. Вот что поведал он журналисту.

Большемурашкинскую школу Сергей окончил в 1982 году, затем учился в СПТУ-106 на годичных курсах водителей. По окончании поступил на инженерный факультет Горьковского сельхозинститута. Отсрочки от армии в тот период студенты не получали и после первого курса, в 1984 году, Сергей отправился служить. Службу начал в Балтийске в учебном подразделении морской пехоты, оттуда перебросили на крайний север в Мурманскую область, к самой норвежской границе. Здесь, в городе Спутник, до сих пор базируется бригада морской пехоты Северного флота.

Бригада не может находиться в одном месте, поэтому её учебные подразделения есть и в других населённых пунктах. База спецназа морской пехоты находилась в Лапландии. Нет, это не область Финляндии, не родина Санта-Клауса, а небольшой населённый пункт у станции Северной железной дороги. Здесь Сергей вместе с другими морпехами прошёл усиленный курс подготовки. Особое внимание уделялось рукопашному бою, так называемому русскому стилю. Главная задача при этом не столько уничтожить противника, сколько обезвредить его, а если их несколько, то просто пройти «сквозь них» и дальше выполнять задание. И такая подготовка вскоре понадобилась.

Небольшую группу морпехов погрузили в транспортный самолёт и повезли за тридевять земель. После многочасового перелёта борт приземлился в Луанде. На рейде Луанды покачивался большой десантный корабль ВМФ СССР. Именно на таких и прибывала в Анголу большая часть морпехов. Но группа в столичном городе не задержалась, крытый грузовик перебросил их далеко от берега, и хоть пехота и морская, до конца командировки ни моря, ни океана они не видели.
В Анголе в это время полыхала гражданская война между войсками просоветского правительства и партизанами, которых поддерживала ЮАР. Линии фронта в такой войне не существует, война шла по всей стране.

Так что же делали наши морпехи в далёкой стране?

— Основная задача, — рассказывает Сергей, — охрана различных объектов, построенных СССР, наших дипломатов и военных советников, обучавших ангольскую армию.

Но были и никуда не исчезли сегодня в Анголе объекты, которые интересовали многих — и центральное правительство, и близрасположенные племена, и партизан, и правительства соседних стран – это кимберлитовые трубки, в которых добываются алмазы. Советские специалисты помогали добывать драгоценные камни. Конечно, копи охраняли и ангольские полицейские, и военные, но уж слишком много было охотников добраться до алмазов, так что, когда объект был под охраной наших морпехов, работалось как-то спокойнее. Конечно, об этом старались не распространяться, но службу «чёрные береты» несли исправно. Драгоценные камни любят тишину, наверное, поэтому морпехи старались не использовать огнестрельное оружие. Основным оружием были ножи, большие – для рукопашного боя и несколько малых, закреплённых на груди в разгрузке, – для метания.

— Банды из местных племён частенько пытались добраться до приисков, но мы им противостояли, — вспоминает Сергей. — Иногда заглядывали и хорошо подготовленные бойцы из отрядов УНИТА, в том числе и белые наёмники. Это были серьёзные противники, тоже уверено владевшие ножами. Нож на нож. Случались и ранения, один из моих сослуживцев отправился на родину «грузом 200».

А по ночам появлялась ещё одна бесшумная опасность – в саванне на охоту выходили леопарды. Их клыки и когти — не хуже ножей, а человек для этой кошки – вполне себе добыча.

Но все опасности, не только военные или хищные, но и не менее страшные – тропические болезни, не задели парня, и через полгода Сергей вернулся в Заполярье. Всё «ангольское» подразделение постепенно, по одному бойцу, уволили в запас, внимательно досмотрев, чтобы не прихватили чего-нибудь на память из Африки — не было вас там. Вернувшись из армии, Сергей восстановился в институте, началась другая жизнь, в которой не было места Анголе.

Алексей ТОЛКАЧЕВ

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!