Главная Наши земляки На жизнь смотрит с оптимизмом
18.03.2022
Просмотров: 536, комментариев: 0

На жизнь смотрит с оптимизмом

11 февраля наш корреспондент побывал у жительницы Большого Мурашкина, труженицы тыла, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда Анны Александровны Хализовой. Именно в этот день наша героиня принимала гостей, она отметила значимый юбилей – 90 лет.

В доме Анны Александровны чувствовалась праздничная атмосфера. За накрытым столом, в окружении заботливых племянниц и огромных букетов цветов сидела счастливая именинница.

— Сегодня у меня гости за гостями, — восхищается юбилярша. — Только что были из соцзащиты, из общества ветеранов и инвалидов, поздравляли, подарки дарили, вот и вы меня не забыли. Сегодня столько внимания в мою честь!

После этих слов женщина начала вспоминать своё детство, а дальше её было не остановить. Я слушала и удивлялась её хорошей памяти.

Родилась Анна Александровна на Выселках — недалеко от Медвежьей Поляны. Домов там было немного, около десяти. Все семьи были зажиточные, вели своё хозяйство.

— В семье нас было восемь детей, я — последняя, — рассказала моя героиня. — Но осталось лишь трое — братья Николай, Михаил и я, остальные ещё в детстве умерли. Когда людей на Выселках раскулачили, мы в Поляну к маминой сестре переехали. Папа собирался сруб перевезти, дом поставить, но не успел, заболел и умер, мне тогда всего полтора года было. Мама рассказывала, когда папу хоронили, колокола на храме в Поляне последний раз звонили, потом его разрушили.

За год до войны, Анна сильно заболела, врачи говорили, что безнадёжная. Лечение было долгое, но успешное, девочка поправилась. Братья в это время уехали работать в город, а когда началась война Анна с матерью переехали жить к Михаилу. Вскоре братьев забрали на фронт, но после войны оба вернулись.

— Мама устроилась сторожем на железной дороге, а я из-за болезни в первый класс пошла уже в девять лет, — говорит моя героиня. — Помню, только урок начнётся — завоет воздушная тревога, мы бежим все в бомбоубежище. И так по несколько раз на дню, учиться не успевали. Жили мы в бараке, кругом вши, тараканы, мыши. В теплое время спать уходили на улицу, но и там было несладко. Запах стоял невыносимый — вокруг грязь, бардак. Хотели вернуться в деревню, но не отпускали, и только за пуд отрубей маме отдали документы. В Поляне мама устроилась в колхоз — ночью коров сторожила, днём за кормами ездила, порой украдкой мне кружку молока приносила. Я же выполняла мамины поручения — с маленьким топориком за репейным бастыльником ходила для растопки печи, от школы с салазками за соломой и сеном посылали, летом на сенокос, а чуть постарше стала, мама меня в город отправляла на рынок яйца продавать. Да и ночами отдыхать не приходилось — вязали для фронта большие маскировочные сетки из белых толстых ниток. Сначала сложно казалось, а когда научилась, только так справлялась. Я и сейчас не забыла, без труда бы связала.

Много трудностей в детстве пережила Анна. Однажды на рынке её обворовали — ни денег, ни товара не осталось. Голодная, холодная добралась она до Работок, постучалась в первый попавшийся дом, хозяева пожалели, дали кусок хлеба.

— Легче нам стало жить, когда в семье появился хозяин — мой отчим, — уверяет женщина. — Он был приезжий, старше мамы на десять лет. Поначалу я его не принимала, а потом даже папенькой стала звать. Относился он ко мне хорошо и маму любил. Мы стали на рынок за мясом ходить, в доме продукты появились, ничего для нас не жалел. Какое-то время мы и в Григорове успели пожить, потом снова в Поляну вернулись. Когда выросла, в колхозе работала, в двадцать лет вышла замуж. А когда серьёзно заболела, муж к другой ушел. С тех пор, после сложной операции, хромаю. Потом еще раз вышла замуж за приезжего, но и с ним жизнь не заладилась, уж больно озорной и жестокий он был.

В очередной раз Анна вышла замуж, когда с родителями переехали жить в райцентр. Душа в душу со своим Валентином женщина прожила сорок лет, и уже двадцать как вдова. До выхода на заслуженный отдых, она трудилась на швейной фабрике. За добросовестный и долголетний труд имеет множество наград.

— Бог детей не дал, но мне братья и племянники помогали, — с грустью заговорила моя собеседница. — Брат Николай жил с семьёй в Семипалатинске, виделись мы редко. Для меня самыми близкими были брат Михаил и его сын Александр, жили они в Бутурлинском районе. Братьев уж нет давно, а совсем недавно не стало и Александра. Мне в доме всё о нём напоминает. Куда не гляну — всё он покупал или делал.

Хорошо хоть от двоюродного брата племянницы Ира и Оля у меня остались, не забывают, заботятся, спасибо им большое. А ещё я благодарна соцзащите и их сотруднице Жанне, которая меня навещает, по дому всё делает.

Большой и нелёгкий жизненный путь прошла наша юбилярша, непросто сложилась и её женская судьба. Только упорство и стойкий характер всегда помогали справляться ей с любыми трудностями. Сейчас Анна Александровна старается возрасту не поддаваться и на жизнь смотреть с оптимизмом.

Елена КОСАРЕВА
Фото автора 

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!