Главная Наши земляки На переднем рубеже
05.06.2020
Просмотров: 537, комментариев: 0

На переднем рубеже

Бойцы у стенда с боевым путем части. Второй справа — Сергей Перцев. Город Магдебург, 1979 год

Что бы там ни говорили — любит наш народ свою армию, иначе невозможно объяснить, почему каждый род войск и вид Вооруженных сил имеет свой профессиональный праздник. Имеют их и отдельные военные специальности. Более того, есть таковые и у некоторых оперативных военных группировок и соединений. Так, 9 июня в России отметят День группы Советских войск в Германии (ГСВГ). В этом году у них юбилейная дата – 75 лет со дня образования.

Она создавалась как оккупационная, даже в аббревиатуре стояла буква «О», но впоследствии исчезла по политическим мотивам. Это был передний край противостояния с блоком НАТО в период холодной войны, время от времени грозившей перейти в стадию настоящей. Группы давно нет, а праздник остался. Быть по-другому не может, поскольку ни в одной другой стране не служили столько наших солдат. За годы ее существования (1945-1994 гг.) в этой оперативной группировке отслужили более восьми миллионов советских парней, в том числе сотни большемурашкинцев. В преддверии юбилейной даты я встретился с несколькими из них. Приведу рассказ одного — Сергея Николаевича Перцева.

— По окончании средней школы поселка я поступил учиться на годичные курсы водителей автомобиля в нашем СПТУ, — начал рассказ Сергей.

На праздник Покрова, 14 ноября 1978 года, Сергея призвали на службу. Нынче за весь призыв столько не призывают в армию, сколько уехало в тот день парней в Дзержинск на сборный пункт — целый автобус.

— Мест не хватало на сборном пункте, — продолжает собеседник, — и нас быстренько отправили в казармы у аэропорта Стригино. Там одели в военную форму, пока без знаков отличия. Рано утром загрузили в самолет ТУ-155 и через некоторое время нас уже встречал аэропорт «Мальвиннель» в Германии, той ее части, что звалась ГДР. Аэропорт был советский, почти как домой прилетели. Снова медицинская комиссия, и вскоре нас четырех большемурашкинцев отправили в Магдебург, в отдельный автомобильный батальон. Кому-то достались «Уралы»-бензовозы, кому-то новенькие бортовые КамАЗы.

В Магдебурге разместились в благоустроенных казармах, доставшихся СССР еще от вермахта. Поскольку наши войска в ГДР — лицо Советской армии, то и обмундирование выдавали получше, чем в Союзе: форма полушерстянная, сапоги не кирзачи, а яловые, кожаные ремни — мечта любого солдата из «домашних» гарнизонов.

— Учения войск проводились регулярно, а поскольку наш автобат был при третьей танковой армии, то ученья были еще чаще. В ГСВГ вообще было с десяток танковых дивизий, и сами танки считались тысячами.

Тут надо отметить, что Советская армия подчинялась оборонительной доктрине, а танки — не совсем оружие для обороны. Но, как говорится, пистолетом и добрым словом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом. И танковая армада была нацелена на ответный и немедленный бросок до Ла-Манша. Но танк немеренно «жрет» топливо, поэтому без сопровождения автомобилей-заправщиков далеко не уедет. На взаимодействии подразделений и направлены были учения. Не зря ГСВГ звалась «грозой НАТО».

Конечно же, служба в европейской стране оставила яркие впечатления у русского деревенского парня.

— Запомнились мощные, ухоженные дороги, но узкие, на которых наши огромные грузовики с трудом убирались, — делится воспоминаниями Сергей. — Как-то раз пришлось проехаться по немецкому автобану, куда обычно мы не выезжали. Наш ГАЗ-52, казалось, сейчас раздавят огромные фуры, несущиеся в обоих направлениях.

Разница в уровне жизни была тоже очень заметна. Сергею повезло, он получил десятидневный отпуск на родину. Домой ехал на поезде, так что видел, хоть и из окна, и Германию, и Польшу.

— Как проехали нашу границу, сразу стало понятно — дома, — с какой-то иронией заметил Сергей.

Проведя дома положенные десять суток, боец вернулся на службу. Здесь, в Восточной Германии, все-таки был социализм, даже в сельском хозяйстве действовали какие-то кооперативы. Для обеспечения дополнительным продовольствием боевых частей личный состав иногда работал в них.

— Отношение немцев к нам было вполне нормальным, даже дружелюбным, — вспоминает Сергей, — мы не чувствовали себя оккупационной армией. Да и в ГДР была своя, отличная армия, с которой вместе противостояли натовцам.

Отслужив положенный срок, Сергей отправился на Родину. Целый «дембельский» самолет приземлился в Казани, оттуда на поезде до Перевоза и домой.

После армии Сергей Николаевич всю жизнь продолжал службу — только уже в милиции.

— Через газету поздравляю всех служивших в ГСВГ с праздником, здоровья, счастья, успехов. Никогда не забывайте о воинском братстве, — закончил беседу Сергей.

Алексей ТОЛКАЧЕВ

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!