Главная Наши земляки Лично причастен
26.12.2011
Просмотров: 2348, комментариев: 1

Лично причастен

28 февраля 2012 года В.К. Андронов отметит свое 80-летие. А таким он был в молодости, когда служил старшим инженером на космодроме Байконур.

«Ой, вы, степи байконурские,
Неоглядные, бескрайние,
Без травинки и без кустика,
С вечно сонными барханами».

«Нас назвал поэт невидимками,
Словно в сказке, что так любили мы…
Ну, а жены зовут нас по имени,
Дети носят наши фамилии»

Вышеприведенные строчки взяты из литературно-художественного альманаха «Звездоград», изданного в 1970 году, на правах рукописи, одноименным литобъединением поэтов и прозаиков юного тогда города Ленинск. Он возник в 50-е годы прошлого века на территории Казахстана, на берегу реки Сырдарьи, рядом и одновременно с легендарным космодромом Байконур. Стройка велась в обстановке строгой секретности, как и все, что в те годы было как-то связано с космосом и космическими запусками. Все, кто был причастен к этим секретам, — строители, ученые, инженеры, не говоря уже о военных специалистах, — все они были для непосвященных людьми-невидимками. О том, чем они занимаются, очень приблизительно знали даже их близкие родственники.

Среди этих «невидимок» был и наш земляк Андронов Валерий Константинович – уроженец Большого Мурашкина. Без малого 30 лет он прослужил на Байконуре.

Первопроходец

Андроновы жили на втором этаже полукаменного дома в самом начале улицы Советская, по нечетной стороне. Здесь поныне проживает родная сестра Андронова – Кочеткова Лия Константиновна, отличник народного просвещения, в недавнем прошлом она очень плодотворно работала учителем физкультуры в школе слабослышащих детей. Это ее сыну Саше дети В.К.Андронова подарили альманах «Звездоград». Оба они – и Сергей, и Константин – родились в Байконуре, а правильнее, в Ленинске, потому что настоящий Байконур – это казахский поселок километрах в 120 от космодрома.

«Мой брат – первопроходец Байконура. Он был причастен к запуску первого космического спутника Земли, первого человека в космос и другим запускам космических ракет, — написала в своем письме в редакцию Лия Константиновна. – Он никогда не говорил со мной о своей работе, так как был гриф секретности, только мельком сказал что-то о космосе. 4 октября 1957 года я ехала с группой спортсменов с Кавказа, где проходили сборы мастеров спорта по лыжам. Вдруг в поезде мы услышали передачу о запуске спутника Земли. Все ликовали! Я знала, что брат причастен к этому запуску, но молчала и никому не говорила: говорить нельзя, да и боялась – не поверят. И только позже, когда был снят гриф секретности, мы узнали про Байконур, Звездоград и какая это была большая работа».

Сегодня участник этой большой космической программы проживает в Нижнем Новгороде, в Верхних Печерах. Здесь живут многие бывшие хранители военных секретов Советского Союза, среди них более сотни байконуровцев. Андронов даже долгое время возглавлял городской совет ветеранов космодрома.

«Дважды в году – 4 октября и 12 апреля – байконуровцы встречаются в Нижегородском планетарии, чтобы отметить эти знаменательные даты», — сообщает Лия Константиновна. Она принесла в редакцию книгу, вышедшую в 2011 году в нижегородском издательстве – «Слово на орбите». Выход книги приурочен к 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос. Ее автор — известный нижегородский тележурналист и писатель А.М. Цирульников, лауреат медали имени Ю. А Гагарина (2002 г.), учрежденной Федерацией космонавтики России. Одна из глав книги написана по воспоминаниям В.К.Андронова, в ней наш земляк рассказывает такие факты, о которых и сегодня не многим известно.

Со слов самого Валерия Константиновича читатель узнает, что на Байконур он попал в 1954 году в числе группы выпускников Горьковского политеха, специально отобранных для обучения в Москве, по космической программе под руководством Генерального конструктора С.П.Королева. В академии имени Дзержинского нижегородцы изучали ракетные двигатели, системы управления космическими аппаратами. Из Москвы уезжали с Казанского вокзала, прибыли на глухую железнодорожную станцию Тюра-Там, от нее в 5 км и находился космодром. Жили в двухэтажной казарме на 400 мест, в большой тесноте. Сначала даже помыться ходили на Сырдарью. Было тогда еще не до комфорта, все внимание отдавалось работе на космодроме.Здесь возводились монтажно-испытательные комплексы,стартовые столы, подъезды к ним, укрытия для людей. Уютный город Ленинск, он же Звездоград, появится позже.

В декабре 1957 года на космодром привезли первую ракету, 15 мая следующего года ее запустили – пролетела 450 км и развалилась. Вторая ракета оказалась непригодной даже для старта. Третья полетела так, как надо, но ее головная часть развалилась от перегрева при входе в плотные слои атмосферы из стратосферы. Обломки собрали по кусочкам,определили причину перегрева, устранили – и следующий запуск получился! А там и первый спутник Земли запустили, открыв космическую эру. Но об этом Андронов с сослуживцами тогда не думали, они просто работали, как он выразился, «на полуавтомате». Важно было опередить Америку, создать космический щит страны. С этой задачей советские ученые и инженеры справились, они быстрее американцев вывели на космическую орбиту сначала искусственный спутник Земли, а затем и первого космонавта. И ко всем этим запускам имел отношение военспец Андронов. Сам Генеральный конструктор числил Валерия Константиновича среди своих ближайших военных сотрудников, называя его просто по имени – Валерой.

Он был не один

А.М. Цирульников записал за Андроновым: «То, что сейчас принято называть историческим подвигом, совершилось на такой периферии, в такой глухомани, о которой даже наши коллеги по общей работе, служившие в центре страны, не имели представления. После запуска первого спутника Земли нам из Москвы пришло письмо, где были такие строки, цитирую по памяти: «Вы там в своей глуши живете и до сих пор, наверное, ничего не знаете. А мы спутник запустили...»

Не ради сенсации и славы работали байконуровцы, но они, по сути, готовили и осуществляли запуски ракет, которые стали основой и Космических войск, и средством освоения человеком Вселенной. Действительно, это были первопроходцы наравне с первыми космонавтами.

Кстати, с космонавтами наш земляк не раз на Байконуре тесно общался, по словам сестры, дружил он с Комаровым и Феоктистовым, давал прикурить Гагарину, тогда еще капитану ВВС. И это Андронов обнаружил нештатную ситуацию в системе герметизации входного люка корабля «Восток-1». Именно из-за этой неисправности старт космонавта №1 был задержан на 105 минут — он взлетел не в семь часов утра, как планировалось, а в на два часа позже. Эта задержка на старте — одна из причин, почему приземлился Гагарин тоже не там, где его ждали. Что еще повлияло на место приземления и почему само приземление в советской прессе назвали посадкой – читайте в книге Александра Марковича Цирульникова. Она того стоит!

А завершить эту статью мне хотелось бы одним пожеланием: чтобы в историко-художественном музее показывали документы о нашем земляке Андронове В.К. — первопроходце Байконура. И не только о нем. По сведениям автора, на Байконуре служил и большемурашкинец Алексей Евстафьевич Фалин, к сожалению, уже умерший. Он с воинскими почестями был похоронен на местном погосте. Материалы о нем переданы родственниками в музей.

Потомки должны знать имена земляков, причастных к освоению космоса.

Александр СВЕРЧКОВ

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!