Интервью
фотогалерея
И в 95 лет любит пошутить!
В селе Ивановское на всю округу проживает всего один долгожитель — это Надежда Алексеевна Шадрина. Она недавно отметила солидный юбилей — 95 лет!
Перешагнув порог дома Надежды Алексеевны, я, шутя, спросила: «Ну, признавайтесь, сколько годиков Вам стукнуло?!». И в ответ услышала: «Что ты, доченька, я еще малолетка, мне даже сотни нет!». Было очень приятно, что бабушка в таком почтенном возрасте думает не только о своих болячках, но и любит пошутить.
Надежда Алексеевна — уроженка села Ивановское. Мама Татьяна Петровна трудилась в колхозе, а у папы Алексея Ивановича по тем временам была, можно сказать, блатная профессия — продавец. У супругов Краевых родились четверо детей, но двое умерли еще в младенчестве. Поэтому помощниками у родителей оставались только Надя и её старшая сестра. В своем селе девочка окончила 6 классов, потом год училась в деревне Яковлево Княгининского района, жила на квартире. Почти в 14 лет Надежда пошла работать в колхоз вместе с мамой. А в 1939-40 годах молодежь посылали на строительство дороги Москва — Казань.
— Отработав две недели, бригады из 10 человек менялись, но мне приходилось задерживаться на долгое время, так как была бригадиром, — рассказывает Надежда Алексеевна. — А в 18 лет, в годы войны, нас посылали на окопы. Жили в голоде, холоде, если чего много и было у всех, так это вшей. Натерпелись и настрадались мы досыта. Сидишь, бывало, в траншее, копаешь, а на тебя сверху фашистские самолеты листовки сбрасывают. До сих пор помню, что там было написано: «Русские дамочки, не ройте ямочки. Придут наши таночки, зароют ваши ямочки».
После месяца мучений наша небольшая группа девчонок и мальчишек пустилась в бега. Не успела я перешагнуть порог дома, как нагрянула милиция. И нас всех вернули назад. Но спустя две недели мы снова повторили побег. Тогда уже с нами не церемонились, и в декабре 1941 года прислали повестки в армию. Девчонкам в отличие от мальчишек повезло больше — нас спас бригадир, который пришел в военкомат и заявил, что в колхозе не хватает трактористов. Отучившись, мы день и ночь, в жару и стужу трудились в поле. Трактора тогда были открытые, да на шипах. Трясло хорошо, а если шип отвалится, так подпрыгивали ой как высоко! А ночью были видны в небе огоньки вражеских самолетов, которые кружили над Горьким.
В 1944 году с фронта демобилизовался земляк Михаил Шадрин. Надя знала его еще с детства, всегда жалела, так как он был сиротой. Его родители умерли рано, их с сестрой растил и кормил колхоз. И вдруг опять напасть — вернулся парень инвалидом, было ранение в руку, долго лежал в госпитале.
— Спустя всего две недели после его возвращения мы поженились, — говорит моя собеседница. — Ни разу не пожалела, что вышла за него замуж. Он, как и я, выучился на тракториста, всю жизнь трудился в колхозе, только на пенсии работал на мельнице. А после рождения первого ребенка я пошла в свинарки. Отработала в колхозе 40 лет. Воспитали с мужем четверых детей – троих сыновей и дочь. Жили по молодости с моей мамой, а папа болел и умер через неделю после нашей свадьбы. Но в 1958 году Михаил Степанович построил дом, в котором я и живу. Прожили мы с мужем вместе 47 лет. Всегда держали большое хозяйство, но однажды он пошел кормить на двор скотину и там у него случился инсульт, спасти не смогли.
Казалось бы, дети уже выросли, определились, родители в свое время смогли дать всем нужное образование, и теперь жить бы Надежде Алексеевне в спокойствии, да близких поджидать в гости. Но на её восьмидесятом году жизни произошел неожиданный поворот — женщина вновь окунулась в материнские заботы, взяв на воспитание полуторагодовалую правнучку Оксану.
— Было очень тяжело, но это же моя кровинушка, неужели откажешься? — со слезами на глазах вспоминает Надежда Алексеевна. — В садик водила, потом в школу, а далеко это все от нас. Спасибо Нине Александровне Шальновой, что порой отвозила и забирала Оксанку. После школы выучилась моя девочка на медсестру, сейчас живет и работает в Нижнем Новгороде в зубном кабинете, и, слава Богу, определилась, вышла замуж, у них и машина, и квартира. Очень я рада за молодых. Всех больше сердце болит за мою Оксаночку…
Вместе с любимой правнучкой у бабушки еще семь взрослых внуков и девять правнуков, и, конечно же, она всех сильно любит, ждет и за всех переживает. Правда, вместе с ней в Ивановском проживают внук, внучка и сын Евгений. А рядом дачи дочки Евы, которая приезжает с семьей из Йошкар-Олы, и сыновей Алексея и Владимира из Нижнего Новгорода. Все очень часто видятся, общаются и, конечно же, помогают любимой маме и бабушке. Хотя, по словам Надежды Алексеевны, она сама еще в силе работать и по дому, и в огороде.
Расставаясь со своей героиней, я пообещала, что через пять лет обязательно приеду в гости, на что бабушка громко рассмеялась…
Уважаемая Надежда Алексеевна, не думайте о возрасте, пусть здоровье и силы не покидают Вас. Желаем, чтобы взгляд Ваш всегда светился мудростью и счастьем, чтобы мир и покой царили в Вашей жизни и Вашем доме!
Елена КОСАРЕВА