Интервью
фотогалерея
И голод нам был нипочём
Жительница рабочего посёлка Мария Аркадьевна Шутова 5 февраля этого года отметила юбилей — 90 лет! Труженица тыла, ветеран труда, вдова инвалида ВОВ не делится секретами долголетия. Она уверена — их нет. Главное — с добротой относиться к людям.
Повстречавшись с Марией Аркадьевной, я была приятно удивлена тем, что она не только прекрасно выглядит, но ещё и вяжет крючком. Женщина с удовольствием похвасталась мне своими «шедеврами». В её коллекции сумочки разных цветов и размеров, с которыми, как считает моя героиня, очень удобно ходить в магазин.
Родилась и выросла Мария Аркадьевна в Большом Мурашкине, в рабочей семье. У родителей было четверо детей — сын и три дочери. Когда началась война, девочке было всего 14 лет.
— Стоял солнечный, прекрасный день, — рассказывает Мария Аркадьевна. — Мы с ребятами сидели на брёвнышках. Вдруг бежит встревоженный мужчина и громко кричит, что началась война. Люди даже не успели ничего понять, как мужчин, один за другим, стали забирать на фронт. Дома опустели, и вся тяжесть труда легла на женщин, стариков и детей. Брат Иван служил тогда в армии на западных рубежах Советского Союза, в первые же дни войны он погиб. Но имя Ивана Аркадьевича Бармина высечено в мраморе мемориала нашего посёлка.
Машу и её сверстников направили на обучение в ремесленное училище в Горький. В годы войны там готовили молодых рабочих, руками которых изготавливалась военная продукция. Женщина до сих пор хорошо помнит то жуткое время.
— Нам, совсем ещё детям, было не только тяжело стоять сутками у станка, но и очень страшно, когда где-то рядом взрывались снаряды, — продолжает женщина. — Фашистские самолёты не раз пытались бомбить город. В это время мы отсиживались в бомбоубежище. Но из-за того, что мы были несовершеннолетние, нас вскоре отправили обратно домой. Мы очень радовались и были готовы на любую сложную работу, лишь бы только поближе к дому.
По прибытию Маша устроилась в артель «Меховщик». Там они шили воротники, рукавицы, шапки-ушанки — в общем, всё необходимое для фронта. Помимо этого их посылали на различные сельхозработы. Приходилось и снопы вязать, и молотить, и мешки тяжёлые на мельницу таскать, и картошку рыть до морозов, и за дровами в лес ходить, пробираясь по пояс в снегу. Но несмотря на то, что много работали и были вечно голодные, времени и сил у них хватало и на развлечения.
— Прибежишь с работы, поешь похлебки из капустных или свекольных листьев да оладьи из гнилой картошки, которые мы называли «лейтенанты», и бегом гулять, — вспоминает моя героиня. — И голод нам был нипочем. По выходным и праздникам под гармошку на танцах выплясывали, а в будни толпой любили ходить, песни петь. Зимой в снежки играли, с горы катались. А утром опять как штык на работу.
Народ в то время часто собирался около громкоговорителя, который находился у старой швейной фабрики, чтобы узнать свежие новости. И каждый раз люди приходили с надеждой на лучшее. И однажды это случилось — объявили победу.
— Радость было не пересказать, — говорит Мария Аркадьевна. — Люди обнимались, целовались, смеялись и плакали. Все — от мала до велика — друг друга поздравляли.
Со своим будущим мужем девушка познакомилась после войны. Николая на фронт забрали в 1943 году, когда ему было 17 лет. Там он получил два ранения, одно из них очень тяжёлое, вследствие чего лодыжка на правой ноге была ампутирована. С фронта молодой человек вернулся на костылях. Немного окрепнув, Николай устроился в артель, где и встретил Машу. В 1948 году сыграли свадьбу, родили двух дочек — Валю и Галю.
— Прожили мы с мужем вместе 42 года, — рассказывает вдова. — Жили очень хорошо, пускай не в богатстве, но зато в большой и верной любви, — и слёзы наполнили глаза Марии Аркадьевны.
С 1982 года женщина на заслуженном отдыхе. Имеет множество грамот и благодарностей за высокие трудовые показатели и долголетний труд. Вот уже 14 лет, после сложной операции, женщина проживает с младшей дочкой Галиной и зятем Владимиром, так как одной ей уже тяжело, да и уход нужен. Мария Аркадьевна просила отметить, что Владимир Викторович Батов — самый лучший зять на свете!
Старшая дочь Валентина живёт в городе и часто приезжает в гости. Труженица тыла с благодарностью вспоминает прожитые годы, радуется успехам своих любимых внучек и правнучек, которые тоже живут в Нижнем Новгороде.
Елена КОСАРЕВА