Главная Наши земляки Дети войны. Разживины
03.07.2015
Просмотров: 1212, комментариев: 0

Дети войны. Разживины

Ученики 5-го класса Курлаковской школы с учительницей. Справа крайняя в верхнем ряду Галя Разживина

Это были страшные времена — 1941-1945 года. Не только на фронте погибали солдаты, не только женщины и старики работали с утра до вечера в тылу, но и дети испытали тяжесть грозного времени.

Помню, как моя мама рассказывала о немецких самолетах, бомбивших Горький. Ей было всего 8 лет, а тогдашнее состояние тревоги она помнила до старости. Она из деревни Михалево, это около Мурома.

Окончив в 1979 году пединститут в Москве, я начала работать учителем истории в средней школе п. Советский. В это время несколько деревень недалеко от совхоза оставались брошенными. Ученики находили в домах бытовые старые вещи. Принесли как-то в деревню Салово треугольное письмо с фронта 18-летнего парня. Когда я прочитала его, была удивлена, что парень пишет мамке о велосипеде, чтобы она не брала его с чердака и не давала брату, а то сломает. Боец пишет, что когда он вернется, велосипед ему самому понадобится. Даже при ежедневной опасности быть убитым человек верит, что останется в живых.

Вскоре я вышла замуж за Сергея Семёнова, родом из Курлакова. У дедушки и бабушки моего мужа были 4 сына и дочь. Ивана и Алексея убили на фронте. Старшего сына Николая Макаровича с ранениями отправили домой. Начальник МТС смог вернуть Николая в бригаду, где в годы войны работали женщины. Николай женился на Анне Разживиной и взял ее фамилию. У них родидись три дочери – Саша, Фая и Галя – дети войны.

Я бы не сказала, что для этой семьи были суровые времена. Работоспособный отец был рядом. Он работал, а значит в доме был какой-то достаток. Но большинство ели лебеду. Думаете, растение жевали? Нет. У лебеды есть темные горошины (семена), их варили. Фая, которой сегодня 76 лет, пугается, когда нечаянно попадет в еде что-то желтое, хрустящее, думая, что это лебеда. Вряд ли кто-то из живущих сейчас попытается сварить и поесть блюдо из лебеды.

Другая еда – кулага. Я и раньше слышала про нее. Кулага готовится из муки. Муку с водой размешивают, как при варке каш, только воды больше. Ставят чугунок с размешанной мукой в теплую печь на ночь, там кулага томится. Блюдо получается сладковатое. А весной еда – в реке, в поле, в лесу — рыба, грибы, ягоды.

Расскажу о Гале. Она была застужена еще неродившейся на свет. Ее мама беременной ездила осень и зиму под Работки копать траншеи. Все думали, что немцы возьмут Горький и пойдут дальше. Ездила она из Курлакова до Работок на санях, укутавшись в тулуп и повязанная большим платком. Это около двадцати километров. Родилась Галя в апреле 1943 года, больной. Родители отчаялись, думали, что помрет. Тогда бабушка Прасковья сказала, что будет в бане ее лечить, парить. Не умерла Галя, выжила, только на всю жизнь были проблемы со здоровьем.

Трудные были годы, не хотелось бы испытать всего того, что испытали дети войны.

Елена СЕМЁНОВА

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!