Главная Наши земляки Дети войны. Мы кормили фронт
17.07.2015
Просмотров: 1359, комментариев: 0

Дети войны. Мы кормили фронт

Когда началась война, Таисии Григорьевне Моховой было 14 лет

Таисия Григорьевна Мохова — самая старейшая жительница села Курлаково. В октябре ей исполнется 89 лет. Встретила нас её племянница Нина, а сама она была в огороде, обходила свои небольшие владения.

— Не могу сидеть без дела, — говорит Таисия Григорьевна, — наше поколение закалено трудностями и тяжёлой работой. Мы с самого детства помогали во всём взрослым. До войны я 5 классов окончила, а дальше учиться родители не пустили, сидела с самым младшим братом. В семье было трое детей – я старшая, братья Александр и Анатолий. Родители с раннего утра и до поздней ночи пропадали на работе, Александр ходил в школу.

Когда началась война, мне было 14 лет. Помню крики, слёзы… По воскресным дням все взрослые и дети ходили на гулянье в посёлок Советский. Но в этот раз все планы разрушило страшное известие. Мужчины наперекор всему ушли на гулянье, правда оно было без песен и плясок. Все как-будто знали, что это в последний раз. На следующий день наши отцы получили повестки и покинули родное село. Остались только дети, старики и женщины. Все трудности легли на их плечи.

Я наравне со взрослыми ходила на работу, Анатолий оставался дома один, Саша продолжал учиться. Невозможно было найти ни одного не использованного участка земли. Обрабатывался каждый клочок. Мы и траву косили, жнитво делали, снопы вязали, а зимой молотили. Всему нас обучали старики. Много было работы, росли в голоде и холоде, отправляли всё на фронт. Но жили все дружно, без злобы, объединяло нас одно большое горе…

Ближе к концу войны забрали и моих сверстников, им было всего по 17 лет. До сих пор у меня перед глазами эти пацаны. Их толпой увозили на фронт, а они рыдали и кричали: «Мама! Мама!». Село совсем опустело…

Да и с войны вернулись немногие. Каждый дом затронула война — по одному или два человека, а в одной семье три брата погибли. Папа мой пропал без вести. Очень тяжело нам было без него. Замуж я так и не вышла. Парней в селе можно было сосчитать по пальцам вместе со стариками и инвалидами. В послевоенное время было ещё тяжелее. Надо было восстанавливать страну после разрухи. На тружеников села, кроме тяжёлой работы, государство наложило большие продовольственные налоги. В год от каждой семьи, надо было сдать 40 кг мяса, 10 кг топлёного масла (кто держал корову) и 60 штук яиц.

Девчонки постарше меня на трактористов выучились, а я на ферму пошла трудиться дояркой, так до самой пенсии и проработала там – 35 лет.

Братья мои после школы выучились на ветеринарных врачей. Сначала в техникуме в Макарьеве, затем в сельскохозяйственном институте им. Баумана в Казане. По распределению Александр уехал работать в Починки, а Анатолий – в Большеболдинский район. Оба занимали должности главных ветврачей. Обзавелись семьями, детьми. Сейчас их уже нет в живых, но племянники меня не забывают, помогают во всём. У них у самих уже внуки и даже правнучка есть, ей 5 месяцев. А я, получается, прапрабабушка. Я их всех люблю, они для меня самые родные! Сейчас бы только жить да жить. Лишь бы больше никогда не повторились, те страшные военные дни.

Елена КОСАРЕВА

  • Когда началась война, Таисии Григорьевне Моховой было 14 лет

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!