Интервью
фотогалерея
Бывших офицеров не бывает
Трудно поверить, что высокий, стройный, моложавый мужчина, практически без седины в короткой стрижке, в общем-то, уже давно не молод и скоро отметит свой «полтинник». Сидит за столом в хорошем рабочем костюме гражданский чиновник, но у собеседника сразу возникает ощущение, что с пиджака недавно спороли офицерские погоны, настолько впиталась за три десятилетия службы военная выправка. Китель-то он снял два года назад, но стать-то не спрячешь.
Всю жизнь отдал Александр Столяров военному делу, честно и ответственно служа России. До генерала не дослужился, но подполковничьи погоны носил довольно долго. В 1985 году окончил Александр в Кстове высшее военное инженерно-командное училище. А без инженеров не может обойтись ни один род войск, будь хоть авиация, хоть флот.
Начинал службу Александр в Куйбышеве (так тогда звалась Самара). Потом Оренбург. Кто хоть как-то знаком с военной географией СССР и России догадывается, что эти регионы — вотчина ракетных войск стратегического назначения. И строить Александру приходилось все больше под землей – ракетные шахты и многоэтажные командные пункты, этажи которых росли не к небу, а зарывались поглубже в матушку-землю. Здесь в Оренбурге встретил молодой офицер и свою суженую. Здесь же родились его дочки-близняшки. Но в школу пошли они уже на другом краю России – в Североморске, куда перевели папу на Северный флот. Боеспособный, сильный флот, это не только могучие крейсера и атомные субмарины. Флоту нужно где-то базироваться, куда-то возвращаться из дальних походов. Несколько лет довелось служить Александру в морской инженерной службе, создавая и обслуживая всю береговую инфраструктуру.
— Это были самые тяжелые годы службы – вспоминает Александр Юрьевич – жалование не платилось годами, не было возможности даже вывезти семью летом в центр России. Пожалуй, еще тяжелее, было видеть, как на твоих глазах буквально уничтожается мощнейший флот. Авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» годами стоял на приколе.
Даже в эти тяжелые годы у Александра не возникало мысли написать рапорт об увольнении, как сделали многие сослуживцы и однокашники. «Служить всегда, служить везде, служить и никаких гвоздей» — был девиз капитана Столярова. До капитана-то он дослужился еще в Советской армии, а майора получил уже в Российской. Но присяге остался верен одной и навсегда и никакие предложения уйти на гражданку на хорошее место и должность не принимал.
— В годы той разрухи, — продолжает Александр Юрьевич, – я почти наглядно увидел правильность истины – «Кто не может и не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». И нынешние события в мире ей никак не противоречат.
В 1996 году, Александра перевели в систему органов местного военного управления.
– Проще и быстрее было оформить перевод в Москву – рассказывает он, но я выбрал родные края. Сначала служил зам. военкома в Навашине, потом военным комиссаром в Княгинине. Когда военные комиссариаты объединили, у меня в ведении оказался и родной Большемурашкинский район.
За делами и заботами неожиданно подошла пенсия. Но военную жилку никуда не денешь, Александр Юрьевич стал преподавать военное дело в НГИЭИ. В это время военные комиссариаты пережили очередную реформу. Эти органы стали гражданскими. Но и подполковник Столяров – молодой пенсионер – тоже лицо вполне гражданское. Кому как не такому опытному человеку возглавить отдел Нижегородского военного комиссариата по Княгининскому и Большемурашкинскому районам?! Вновь Александр Юрьевич вернулся в кабинет, который покинул менее года назад. Теперь в цивильном костюме.
Многие думают, что работа военного комиссариата — лишь призыв на военную службу. Нет, это не все. Не менее важной задачей является организация мобилизационных мероприятий, социальная защита военнослужащих. Александр Юрьевич по-военному поставил перед собой еще одну задачу — подготовку будущих призывников к службе. Он ведет занятия в институте, лично организует с учащимися и студентами учебные военизированные сборы, вывозит парней (да и девушек тоже) на стрельбище. Тесно сотрудничает с ветеранскими организациями, вместе с которыми организует памятные мероприятия.
Мы беседовали с Александром в День памяти воинов интернационалистов, и в кабинет начальника по-свойски зашел ветеран Афганской войны, княгининский поэт Дмитрий Слушков. Беседа сразу стала общей, и было видно, как оба рады побеседовать о былом, о службе. Да, офицеры бывшими не бывают.
Алексей ТОЛКАЧЕВ