Главная Наши земляки А жизнь могла бы быть другой…
07.03.2025
Просмотров: 215, комментариев: 0

А жизнь могла бы быть другой…

Великая Отечественная война… сколько боли, горя, скорби, страданий и одновременно героизма, гордости, чести и достоинства противоречиво слились в событиях тех страшных лет. Никто не знает, как бы сложилась мировая история и судьба нашего государства, не случись тогда этого ужасного и трагического события. Но то, что жизнь вынужденных участников войны и их семей прошла бы совершенно по-другому, в этом твёрдо уверена наша сегодняшняя героиня, жительница райцентра Антонина Александровна Караулова.

— Папа – Александр Гребёнкин — был заведующим большемурашкинской «фотографией», туда же устроилась работать и мама — Екатерина Волкова — после того, как они поженились. Но тихая, спокойная и размеренная жизнь нашей семьи в одночасье изменилась 22 июня 1941 года — началась война. Мне тогда едва исполнилось два года. Конечно же, на тот момент я вовсе не понимала значения этого страшного слова и всего происходящего, но перемены были настолько явными, что не заметить их было невозможно даже маленькому ребёнку, — погружаясь в воспоминания, с горечью вздохнула наша героиня. — Через полтора месяца, 1 августа, папу и его брата Алексея забрали на фронт. Больше домой они не вернулись...

Дядя нашей героини довольно быстро пропал без вести, о его судьбе семья так ничего и не узнала. С отцом связь держалась благодаря нечастым, но таким долгожданным письмам.

— Каждую заветную фронтовую весточку мама бережно хранила, часто перечитывала. До сих пор и я с трепетом отношусь к ним, ведь они и несколько чёрно-белых фотографий — всё, что осталось от папы. К сожалению, сама я его помню очень смутно, но, благодаря рассказам мамы, его образ всегда был жив в моём сердце, — с нежностью перебирая письма и фотографии продолжила Антонина Александровна.

Простые, незамысловатые письма, написанные красивым аккуратным почерком на небольших листочках бумаги чернографитным карандашом — в них больше вопросов, чем ответов, ведь красноармеец, каждый день рисковавший жизнью, не хотел жестокой правдой волновать оставшихся дома любимых женщин — матушку, супругу, сестёр. Информацию о себе давал кратко, ёмко, в основном он с трепетом, заботой и невероятной теплотой интересовался об их жизни, самочувствии, хозяйственных делах, давал ценные советы, в том числе и сёстрам, и, конечно же, каждый раз справлялся о том, чему научилась и как подрастает любимая дочурка Тосечка.

Более «тяжёлые» письма Александр писал брату Михаилу, который на фронт не попал по здоровью. В них он рассказывал о том ужасе, который царит на полях сражений.

— В последним «треугольничке» для нас были слова признания в любви, а брату же было написано тревожное сообщение о том, что его часть находится под Смоленском, где ведутся ожесточённые, кровопролитные бои. Что вражеские самолёты кружат над головами, не переставая, бомбя каждый клочок земли, и что выбраться оттуда живым вряд ли у кого-то получится, — продолжила свой рассказ дочь фронтовика. — Так и вышло. Чуда не случилось. Папа погиб именно там 1 сентября 1943 года, от осколка авиабомбы. Похоронен на чужбине, в деревне Леоново, рядом с земляками-большемурашкинцами, с которыми бок о бок сражался с фашистами.

Мама нашей героине была убита горем, но нужно было жить дальше, ведь на руках была маленькая дочка, «частичка», оставшаяся от любимого человека.

— В 1945 году мама вышла замуж за фронтовика Алексея Щербакова, — продолжила женщина. — Через год родился брат Юрий. Жили трудно, не богато. Как и многие земляки в послевоенные годы.

Во время учёбы в школе Антонина часто посещала библиотеку и, проникшись любовью к книгам, после школы поступила в Кировский библиотечный техникум. На отработку осталась здесь же, в Нолинском районе Кировской области, но через два с половиной года, несмотря на уговоры руководства, вернулась на малую родину.

— В нашей библиотеке тогда мест не было. Пришлось устроиться в сельхозтехнику. Сначала была там секретарём, потом бухгалтером. Через четыре года появилась вакансия заведующей читальным залом в детской библиотеке и я, не раздумывая ни минуты, ушла туда. К этому времени я уже вышла замуж, родила сына Александра. Назвали мы его в честь моего отца, — улыбнулась собеседница. — Работать было очень интересно! Детей в ту пору было много, и все они, в отличие от сегодняшних ребят, очень любили читать. Представляете, даже в очереди стояли за книжками. С ними мы проводили множество различных мероприятий, ежедневно из школы приходила «продлёнка». Любимым занятием был просмотр диафильмов, которые я подбирала им по возрасту — малышам сказки, тем кто постарше — про пионеров-героев, про поэтов и многое другое. Мы беседовали на тему просмотренного материала, рассуждали, делились впечатлениями. Также приходилось оформлять книжные выставки, рисовать стенгазеты, оформлять стенды. Без преувеличения скажу, что жизнь была насыщенной и интересной.

Антонина Александровна также часто приходила в школу, вела там классные часы, где рассказывала о библиотечном деле, о газетах, о правилах поведения, вредных привычках, о профориентации и многом другом. С коллегами устраивали тематические познавательные вечера, которые пользовались неизменной популярностью у целевой аудитории.

— 22 года я отработала в должности зав. читального зала, затем мне предложили стать заведующей централизованной библиотечной системы. Десять лет я решала не только библиотечные дела, но и хозяйственные — найти уголь для кочегарки, починить крышу, сделать ремонт, что-то достать, где-то подлатать. Немного это было не по моей творческой душе, но деваться было некуда, заботиться о «домах книги» было необходимо, — отметила бывший руководитель. — Конечно же, мероприятия не прекращались, библиотеки продолжали быть местом притяжения местных жителей.
После ухода на заслуженный отдых Антонина Александровна не перестала быть активным участником культурной жизни округа.

— Пока здоровье позволяло постоянно ходила на различные мероприятия. Сейчас всё реже выбираюсь, но огород и любимые садовые цветы не бросаю, это моя отдушина. Ещё мы с соседкой занимаемся скандинавской ходьбой. Думаю, в свои 86 лет я всё же молодец! — рассмеялась женщина.

Наталья ПОКРОВСКАЯ, фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       

Реклама

Сообщи, где торгуют смертью
Своих не бросаем!