Интервью
фотогалерея
V Аввакумовские чтения
Как уже сообщалось раннее, недавно в нашем районе прошли очередные, пятые, Аввакумовские чтения, посвященные старообрядчеству. Протопоп Аввакум жил более трехсот лет назад, но некоторые события того времени имеют отклики и сегодня. Он и его противник Патриарх Никон — наши земляки, что делает проведение таких Чтений для нас особенно обоснованным.
Начало 17 века – время, когда перемешивались все слои общества на Руси. Маловероятное до того продвижение крестьянских детей к самым верхам иерархии становится нормой в этом котле кипящих событий. Конец царствования Ивана Грозного, Смута, «отрок» Михаил Романов и его всесильный родственник патриарх Филарет во многом создали предпосылки для раскола русского общества. И последующие нововведения времени царствования царя Алексея Михайловича «Тишайшего», (впрочем, тоже весьма активного, и Никоновские реформы во многом были инициированы царем) превратили эти предпосылки в грозную реальность тех лет.
Именно с тех времен пошло разделение на «новообрядчество», сложившееся под влиянием реформ Патриарха Никона, и «старообрядчество», сохранившее богослужение дониконианского образца. Обе эти параллельные структуры в виде РПЦ (Русская Православная Церковь) и РПСЦ (Русская Православная Старообрядческая Церковь) существуют и сейчас.
В Пятых Аввакумовских чтениях, состоявшихся 28 февраля с.г., традиционно приняли участие секретарь Совета Митрополии РПСЦ отец Леонтий Пименов, представители старообрядческих общин Нижнего Новгорода и области и жители нашего района, интересующиеся старообрядчеством. И разумеется — ученые: социолог из Нижнего Новгорода Г.С. Широкалова, лингвисты И.Е. Хантурова (г. Москва), и И.В. Нестеров (г. Н. Новгород), и особенно много историков. Интересный взгляд науки и искусства одновременно был представлен талантливым, выверенным с научной точки зрения и живым и образным по форме фильмом «Звезда утренняя» режиссера Бориса Лизнева (г. Москва). Фильм этот, по словам присутствующих на Чтениях специалистов, является именно таковым, потому что «идет за источником», как и полагается при хорошем историческом, документальном исследовании, и притом он беспристрастен и объективен.
Были подведены итоги районного конкурса детского и подросткового творчества «Наследие Аввакума» (см. газету «Знамя» за 4 марта с.г.).
По мнению социолога Г.С. Широкаловой, для современных студентов нижегородских вузов, в среднем, характерно представление о старообрядчестве, как о чем-то малочисленном и не вполне современном. Различие же между традициями РПЦ и РПСЦ, по мнению не искушенного большинства населения, преимущественно (или даже только) в том, сколькими перстами крестятся: старообрядцы — двумя, а «новообрядцы» — тремя пальцами. Кроме того, студенты и школьники массово путают старообрядческий и новообрядческий крест.
Лингвист И.Е. Хантурова интересно проанализировала «Житие протопопа Аввакума», явив его предназначение миру не только как духовного, религиозного деятеля, но и как автора с образным языком, сумевшего соединить речь церковных проповедей с речью разговорной, что сделало «Житие» страстным, эмоциональным, глубоким. И.В. Нестеров в своем докладе показал, что инвективная, по нынешним понятиям, лексика, встречающаяся в литературном творчестве Аввакума, не являлась только таковой, с точки зрения его современников, и тогда этим термином обозначалось, например, понятие «заблуждение».
В докладах историков были отражены некоторые особенности жизни и деятельности видных представителей старообрядчества и некоторые особенности взаимодействий духовенства, царя и внешнеполитических реалий Руси времен, предшествующих Расколу, и времен Раскола.
Сейчас старообрядчество – это множество общин по России и всему миру. Они есть во многих странах, куда предки современных старообрядцев переселились в связи с гонениями или расширяя торговые дела (известно, что многие старообрядцы были купцами и предпринимателями). По словам представителя Заречной старообрядческой общины Нижнего Новгорода К.А. Шворникова, светские власти сейчас достаточно хорошо относятся к старообрядцам. Например, в Нижнем Новгороде выделено место для строительства как минимум двух старообрядческих храмов.
По словам представителя Митрополии РПСЦ о. Леонтия Пименова, гонения на старообрядцев в настоящее (и уже достаточно долгое) время со стороны светских властей прекращены. Также, по его словам, на Соборе РПЦ 1971 г. (Поместный Собор РПЦ 1971 г.) церковь признала равночестность (равнозначность) трехперстного и двуперстного крестного знамения, что автоматически отменяет прежние представления о двуперстии как «ереси». Более того, Собор 1971 г. признал неправоту Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 года, «узаконивших» раскол. Однако в массовом сознании об этом практически неизвестно.
Любовь Линцова