Главная Экономика О территориальных спорах
10.06.2014
Просмотров: 1335, комментариев: 0

О территориальных спорах

Территориальные споры между людьми стары, наверное, как само человечество. Известно же, что без минимально необходимого жизненного пространства любое живое существо, включая и человека, не будет чувствовать себя комфортно. Однако в территориальных спорах комфорт и душевное равновесие теряются быстро и часто надолго. И как же тогда быть? О том, что можно сделать в таких ситуациях, нам рассказывает глава администрации р. п. Большое Мурашкино Андрей Евгеньевич Тезенин:

— С 1996 года полномочия по предоставлению земельных участков и по разрешению спорных моментов были переданы из района в администрацию поселка. Спорные вопросы возникают между физическими лицами, чаще всего, по границам земельного участка. Дело здесь в том, что до вступления в силу нового Земельного кодекса 2001 года земельные участки предоставлялись неидентифицированно, то есть, они не проходили кадастрового учета. Под кадастровым учетом мы понимаем точное определение границ на месте. Все это было в свое время расплывчиво.

Тем не менее, выдавались и технический план, и другие документы, и оформлялась земля. Но, когда земельные участки стали переходить из права в право, то есть, переоформляться, то появилось требование о постановке земли на кадастровый учет. При этом начало выясняться, что у многих земельные участки не соответствуют существующим документам — возникали споры имущественного характера.

В данном случае люди приходят к нам. Как правило, спорные вопросы возникают из-за небольших различий, порядка 2–3 погонных метров, идущих по всей границе. То есть, получается нахлест участков. Решить такие вопросы без соответствующей инспекции очень сложно. А мы восстановить точные, а местами и хотя бы примерные границы на местности часто не можем. Нет у нас соответствующего оборудования, которое позволило бы нам точно выставить участки. Как правило, в спорах побеждал тот, у кого есть кадастровый паспорт на земельный участок, границы идентифицированы, и нарушения выявить очень легко.

А есть участки, например, у граждан, у которых земля была оформлена еще в 1991 году, и в том же году на эти участки выдавались так называемые свидетельства старого образца, которые не предполагали межевания в принципе. Как можно регулировать имущественные споры в случае, когда участки даже не размежеваны? Поэтому мы предлагаем сначала провести межевания и постановку земельных участков на кадастровый учет с необходимым последующим оформлением.

— Как межуется участок? По площади?

— По факту! Если земельный участок у соседа уже сформированный, то за основу берется граница этого сформированного земельного участка. Потому что сформированный земельный участок уже состоит на кадастровом учете, он уже привязан к системе координат.

— А если у человека по документам, например, 4 сотки, а по факту получается 3 или, наоборот, 5 соток?

— Вот это как раз и есть результат первичной инвентаризации, которая проводилась без точного определения границ на месте. Очень часты случаи, когда у гражданина по первичной инвентаризации 15 соток, а при межевании может получиться либо 15 с половиной, либо 16, либо, наоборот, 13. Потому что, повторюсь, первичная инвентаризация земли была очень неточна. А при межевании, постановке на кадастровый учет, переоформлении участков все уже измеряется точно. И если, например, на земельном массиве участки межуются с краев, то центральные участки там нахлестываются очень часто, потому и площади меньше, и спорные моменты практически неизбежны.

В результате кто-то договаривается полюбовно – один в одном месте соседу уступит, сосед ему — в другом. Всегда же есть между людьми определенные договоренности.

Но есть отдельный контингент людей, которые не идут ни на какие уступки, считают, что только они правы. С такими работать почти невозможно, с ними занимаются в судах, и спор у них переходит из одного суда в другой по возрастающей. Я не буду называть имен, но пара точек у нас есть по Мурашкину, по которым суды нескончаемые, многолетние и так до сих пор и нерешенные. И при этом основания есть у обеих сторон. И у тех, и у тех документы в порядке. Но на местность эти земельные участки не ложатся. Поэтому они и судятся бесконечно, потому что ни один эксперт правильного заключения не может дать.

— Но ведь тогда кто-то из граждан, чья площадь меньше ожидаемой, все равно окажется в проигрыше?

— Очень уж больших потерь по территории все равно не будет. Какие-то системы координат ведь и раньше были. Чаще всего нерешаемые проблемы возникают в пределах полусотки – сотки или меньше, реже до полутора соток, и то именно в центральных участках массивов. Поэтому оптимальное решение здесь — помириться и поделиться. Если бы каждый уступил друг другу по метру, оказавшихся как бы «неправильно прирезанными» в результате сдвига координат, то как раз и получилась бы та площадь, которая и указана в документах. Или хотя бы равная у соседей площадь. И при этом они сохранили бы свои постройки — как, например, в одном случае, у одного соседа баню, а у другого — гараж. Просто признали бы участки в существующих границах (чуть меньших по размеру у обоих, чем по документам, чтобы не переплачивать земельный налог). И они не тратили бы время, нервы и существенные деньги на нерешаемый иначе вопрос.

— Вечные русские вопросы — «кто виноват» и «что делать»?

— А все это получалось из-за того, что, как уже было сказано выше, предоставлялись земельные участки без их формирования в натуре. И работники БТИ раньше, оформляя участок, даже не выходили на местность, просто брали где-нибудь картографический материал. А сейчас, например, бабушкам, которые хотят оформить участок в собственность, и у которых есть документы старого образца, очень сложно сказать, что вот, бабушка, идите, заплатите четыре с половиной тысячи как минимум за работу по межеванию, по постановке на кадастровый учет и уже потом приходите ко мне. Она же говорит: «А мне председатель поселкового Совета намерил вот именно так саженью, кол забил, сказал, что это моя земля, так она моя и есть, вам только записать надо». Люди старой закалки просто не понимают, зачем нужно провести работы по межеванию и последующему оформлению. И они, как правило, говорят: «Ну, мы свой век прожили, а там дети и внуки уж как хотят». Так, что часть территориальных споров, таким образом, просто откладывается на будущее.

— А если «пожизненного владения», как это раньше называлось, больше нет, то не могут ли сами эти владельцы или их потомки потерять право на землю?

— В этом случае у них присутствует право пользования, продать они эту землю не могут. Хозяин дома и его потомки могут сейчас уже правильно оформить этот участок. А если участок никуда не переходил, и споров по нему не было, то и у них, скорее всего, все будет нормально.

Для оформления хозяин дома обращается в межевую организацию, где заказывает схему расположения и межевое дело на свой земельный участок. После чего кадастровые инженеры приносят схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории нам в администрацию на утверждение. Если границы участков соответствуют, мы утверждаем ее своим постановлением, после чего формируется межевое дело и направляется в кадастровую палату для постановки на учет.

После получения кадастрового паспорта на руки хозяин дома обращается к нам с заявлением о предоставлении участка в собственность бесплатно или за плату или аренду.

— Как быть, если в участки владельцев «врезаются» коммуникации?

— Если владельцы участка решили «добавить» себе участок за счет земель, занятых коммуникациями, то они обязаны вернуться к существующим границам. Если, например, участки выделены раньше, а коммуникации стали проходить по ним или над ними потом, то оформляется сервитутное соглашение (сервитут).

Например, в охранной зоне ЛЭП земля под проводами может возделываться. Но под проводами ЛЭП ничего нельзя строить. Другие коммуникации тоже нуждаются в обслуживании и возможности, при необходимости, ремонта, для всего этого нужен свободный доступ к магистралям. Это и учитывают сервитуты.

Новых участков в пределах охранной зоны коммуникаций мы не выделяем.

— А если постройки уже существуют?

— У нас есть Градостроительный кодекс, по которому новое строительство проводится не ближе трехметровой зоны от границ соседнего участка. Но, понятно, что старые люди у нас не жили по нашим правилам и настроили своих сараев, как получилось, по границам и так далее. Дом и особенно баня чаще всего находятся как раз на границе земельного участка. Конечно, постройки многое осложняют.

Решать стараемся тоже миром, если возможно. Новые постройки должны быть в соответствии с новым Градостроительным кодексом, в отдельных случаях — хотя бы не ближе метра от границы. Старые постройки, как правило, сохраняются.

Любовь Линцова

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!