Интервью
фотогалерея
Служил в милиции
Ветераны МВД отличаются от иных ветеранов, прежде всего, молодостью, по меркам простых гражданских пенсионеров. С другой стороны, человек, прослуживший в органах МВД 27 лет и 7 месяцев, конечно же, ветеран. Практически всю сознательную жизнь Алексей Грехов посвятил службе в милиции.
Греховы — фамилия вершининская, и Алексей тоже уроженец Вершинина. По окончании начальной школы Леша пошёл учиться в Большемурашкинскую среднюю, весной и осенью, по большей части ежедневно, совершал четырёхкилометровые прогулки до школы и обратно. После 8 класса проблемой выбора Алексей тоже особо не мучился — в Мурашкине же было СПТУ-106. Здесь можно было получить и востребованную профессию, даже две, и среднее образование завершить.
Конечно, в юности время летело не столь стремительно, как сегодня, но всё равно три года учёбы прошли незаметно. Летом 1983 года Алексей получил диплом, а уже осенью его призвали в ряды ВС СССР. Служба в армии была не только исполнением гражданского долга, но и возможностью побывать в самых удалённых местах огромной Родины. И Туркмения была частью нашей Родины, где располагался Туркестанский военный округ, в котором и довелось служить Алексею Грехову в городе Мары. А совсем рядом, «за речкой», шла специальная военная операция в Афганистане. Для тех, кто служил в армии в 1983-1985 годах, изменения, произошедшие в стране за два года, были невероятны. Пока служили, кремлёвскую стену украсили двумя мемориальными досками в честь почивших генсеков, а к власти пришёл Горбачёв с перестройкой, борьбой с пьянством и прочими новшествами.
Пока сын служил, родители переехали в райцентр, так что и Алексей пришёл со службы уже в Большое Мурашкино. Но Вершинино не перестало быть для него родным. Парень часто бывал в селе. Однажды он познакомился с Анной, приехавшей работать в Вершинино фельдшером по окончании медучилища. Вскоре она стала женой Алексея и по сей день является медиком, но уже в ЦРБ. У супругов взрослая дочь, которая вышла замуж и подарила им внука.
— Когда я вернулся на родину, мне тут же предложили работу в милиции, — вспоминает Алексей. — Тогдашний начальник отдела Е.С. Рукавишников определил меня в дежурную часть. Помощником дежурного я прослужил два года.
— А чем запомнились первые годы службы?
— Шла жесткая борьба с пьянством и самогоноварением. Иногда в дежурку пьяных приволакивал лично Евгений Степанович. Задания на «улов» пьяниц получали и участковые, и оперативники, и другие службы. Самое любопытное, что сам я по тогдашнему закону ни купить водки, ни выпить не имел права, поскольку не исполнилось ещё 21 года. Спустя годы сделал вывод, что недостаток и недоступность алкоголя не снижает количество пьющих. Сейчас вина — хоть упейся, в любом магазине, до поздней ночи, но люди стали пить меньше. А в те годы водка — страшный дефицит, а мужики пили очень много, иногда, кажется, что из принципа — если нет, то все равно найдут и выпьют.
Потихоньку сначала азарт борьбы с пьянством, а потом и сама борьба сошли на нет. И в карьере молодого милиционера произошли изменения — в 1987 году Алексея перевели инспектором в ГАИ, начальником которого был Н.Л. Прохоров.
— А много ли было вас, инспекторов?
— Двое, вместе с Николаем Леонтьевичем.
— Работы было, наверное, невпроворот?
— Не то слово! Конечно, личных авто в то время было меньше, зато сколько было предприятий, колхозов и в каждом автопарк. А с ними работать сложнее. Да и пьянства за рулём было больше. Запомнилось из того времени — дожди, снега, плохие дороги, как следствие, ДТП с трупами, которые чаще случались по ночам. Было реально тяжело. Надо выезжать на каждую аварию, а служебного транспорта у нас не было. К месту ДТП добирался на попутках. Лишь через несколько лет у меня появился служебный мотоцикл «Урал». Потом в службе появился инспектор по административной практике. Просто вздохнули, освободившись от огромного пласта бумажной работы, отнимающей много сил и времени. А когда в 1998 году я сам стал начальником ГАИ, в службе было уже 4 инспектора ДПС, сформировались дежурные экипажи, работа стала совсем другой.
Через два года в районе был создан свой РЭП, где можно было поставить на учет транспортное средство, сдать экзамен на водительское удостоверение. Алексей Грехов занял должность инспектора по розыску в РЭП и проработал в ней 8 лет.
Служба приготовила для Алексея еще одно изменение в карьере: в 2008 году его назначили начальником штаба РОВД. На этой должности майор Грехов и закончил службу в МВД в 2011 году. Как раз милиция стала реорганизовываться в полицию, но полицейским Алексей так и не стал. Чем, по-моему, даже гордится.
Выйдя на милицейскую пенсию, Алексей продолжил работу в других отраслях. Сейчас из его кабинета видно опустевшее, бесхозное здание, где он прослужил почти 30 лет, и судьба памятника архитектуры обещает стать печальной.
А сам ветеран полон сил и энергии, строит планы на жизнь.
Алексей ТОЛКАЧЁВ, фото автора