Главная Наши земляки Прожектор – тоже оружие
07.05.2013
Просмотров: 1611, комментариев: 0

Прожектор – тоже оружие

Защитница Отечества Таисия Николаевна Агаркова с правнуком Данилой

«Богомазы» — так шутливо звали прожектористов на фронте

Далеко не каждый, гораздо более молодой, человек имеет в жизни ясную цель, да и вообще представление о том, для чего жить на Земле. А вот Таисия Агаркова из Большого Мурашкина и на девяностом году четко знает, ради чего и кого надо жить. При этом за ее плечами жизнь, которую ни легкой, ни благополучной никак не назовешь.

В начале тридцатых годов прошлого века, когда Таисия Николаевна звалась просто Тасей, ее старшая сестра Лидия была на выданье. Надо ж было такому случиться, что очень она приглянулась тогдашнему начальнику районного отдела НКВД (милиции). Но без ответной взаимности. Тем не менее, прибыл он к ее родителям свататься и, как говорят на Украине, «получил гарбуза» – отказ.

Такого унижения собственного достоинства, такого позора начальник спокойно вынести не мог.

— Вы еще меня всю жизнь помнить будете, — разъяренно бросил он, обращаясь ко всем членам семьи.

— До сих пор помню, — подтверждает Таисия Николаевна, — такое не забывается.

Согласитесь, негоже советской девушке «ломаться», когда руку и сердце предлагает начальник славной рабоче-крестьянской милиции. Не советский это поступок, а какая-то кулацкая выходка.

— Точно кулацкая! — пришел к выводу жених-неудачник. — А раз выходка кулацкая, вся семья — кулаки.

Семья родителей Таисии к тому же оказалась недостаточно бедной, чтобы доказать обратное. Не надо думать, что советская власть кулаков поголовно расстреливала или отправляла в лагеря. Зачем? Ведь в России есть Сибирь, достаточно просто выслать туда, места всем хватит.

В Сибири тоже живут люди. Выживают — не все. На ее необъятных просторах навсегда осталась мама Таи. Ей самой пришлось работать даже не с юных – с детских лет. Вдоволь наскитавшись по сибирским просторам, через несколько лет Таисия вернулась в Мурашкино. Чуть повзрослев, девушка устроилась на работу в МТС, но она и не предполагала, что судьба готовит еще более суровые испытания.

Война. И будь ты хоть кулацкой дочкой, хоть сыном генсека, родину надо защищать. В 1943 году Таисия Николаевна примерила военную форму. Недалеко от только что освобожденного Киева начался ее боевой путь в войсках ПВО — прожектористкой. Войска ПВО охраняют объекты в собственном тылу либо следуют за наступающими войсками, прикрывая от воздушных налетов переправы, места дислокации наших подразделений. Вроде и не столь опасная служба, как на передовой, но прожектор – оружие, опасное для врага. Прожектористам не дано спать по ночам. При приближении вражеских самолетов лучи прожекторов пронзают черноту узорами, выискивая в ночном небе силуэты аэропланов.
«Богомазы» — шутливо звали прожектористов бойцы из других подразделений.

Поскольку прожектор — оружие, а раз оружие — значит цель для врага, и немецкие летчики не упускали случая нанести удар по батарее прожекторов. Немало боевых подруг Таисии Николаевны погибли прямо за рукоятками своих прожекторов.

И самая лучшая защита от смертельной авиационной атаки — выхватить лучом яркого света в непроглядной ночи вражеский самолет. Выхватить, вцепиться и не отпускать. Ослепить, деморализовать и отдать на растерзание зенитным пушкам.

Так, воюя ночами, перемещаясь днем военными дорогами, дошла Таисия до Польшы, где и встретила Победу. После демобилизации был долгий и тернистый путь домой. Какое-то время работала в возрождающемся из руин Киеве, затем были и другие города Советского Союза, не столь пострадавшие от войны. Но каковы бы ни были повороты судьбы, Таисия Николаевна все равно вернулась в Мурашкино.

Уже забылось, что ей присвоено было клеймо «дочь кулака», хотя до полной, официальной, реабилитации оставалось еще далеко. Таисия некоторое время работала продавщицей в райпо, а после долгие годы швеей на меховой фабрике. От меховой фабрики получила квартиру в поселке Меховщиков.

В этой квартире и живет сегодня Таисия Николаевна с внуком Алексеем и правнуком Данилой, о котором и болит, прежде всего, ее душа.

— Вот за счет моей ветеранской пенсии и живут они, — вздыхает пожилая женщина. — Поэтому очень хочется еще пожить, чтобы правнук хоть в школу пошел, поддержать его немного.

С улицы вместе с другом заходит правнук Данила и бежит сразу в комнату к прабабушке. Мальчишка отлично понимает, что она для него сегодня главная опора и надежда.

Алексей ТОЛКАЧЕВ

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!