Главная Наши земляки Огненная граница
31.05.2019
Просмотров: 739, комментариев: 0

Огненная граница

Михаил Стулов с флагом погранвойск в День пограничника. 28 мая

На оргкомитете по созданию районной общественной организации ветеранов-пограничников я познакомился с Михаилом Стуловым, одним из них. Его рассказ о службе в погранвойсках мне показался весьма интересным.

По большому счету всех наших ветеранов-пограничников можно разделить на две группы: тех, кто охранял границы СССР, и тех, кто охранял и охраняет границы России. А вот Михаилу довелось охранять еще и границу Таджикистана с Афганистаном. И, как оказалось, это было далеко не самое опасное место в его службе.

Михаил родился в Семеновском районе, в раннем детстве с родителями переехал в д. Прокошево Кстовского района, где пошел в школу и окончил 9 классов. Затем поступил в ПТУ №36 учиться на сварщика. Получив диплом и свидетельство, вернулся в Прокошево, одновременно пошел учиться в  ДОСААФ на водителя автомобиля. Но ДОСААФ — не автошкола, там готовили специалистов, прежде всего, для армии, поэтому наряду с водительскими правами Михаил получил «корочки» на управление БТРом.

Еще до призыва в Вооруженные силы Михаил знал, что будет служить в погранвойсках, поскольку прошел все соответствующие проверки.

В 1994 году Михаил получил повестку, со сборного пункта в Дзержинске отправился в Калининград, в учебную часть погранвойск. Имея еще с «гражданки» военную специальность, он продолжил подготовку как водитель БТР.

В девяностые годы в стране как раз начинался набор военнослужащих по контракту. По окончанию «учебки» ему и еще нескольким однополчанам предложили заключить контракт и отправиться служить на таджикско-афганскую границу.

После развала Советского Союза бывшие республики стали быстренько формировать свои вооруженные силы из остатков Советской армии, базировавшихся на их территории. Появились государства — появились границы. Если границы между собой новые страны еще как-то умудрялись охранять, со «спокойными» соседями тоже, то границу с постоянно воющим Афганистаном Таджикистан контролировать был не в состоянии, поскольку и собственная власть в Душанбе была не особо прочной. Вот Россия и охраняла его южную границу, понятно, что с оглядкой на свое среднеазиатское пограничье. Охраняла ценой многочисленных жертв среди военнослужащих.

Вот в это, прямо скажем, небезопасное место и прибыл Михаил, вроде как по контракту, поскольку срочников сюда не направляли.

Однако, в 1994 году беда пришла непосредственно в Россию — началась Первая чеченская война. Как воевать с боевиками, если граница с Грузией — только на карте, а для бандитов вовсе не существовала? Повоевали в Чечне — и в Панкисское ущелье Грузии: отдыхать, лечиться, пополнять запасы.

В это тревожное время Михаила и еще многих «погранцов» перебросили на южные рубежи Родины, сформировав из них мото-маневренные группы. Командование, вроде, даже и не вспомнило, что рядовой Стулов заключил контракт, Михаил был оправлен как простой призывник.

— Не успели высадиться у границы, как тут же попали под сильный обстрел, — вспоминает пограничник. — Уже в первый день понесли немалые потери, ведь находились на совершенно необорудованной для обороны местности. Уже позднее окопались, подошла бронетехника. Спокойнее не стало, но жертв стало меньше.

Оставшуюся часть службы Михаил служил командирским водителем. Только не на УАЗике, а на БТР. А под обстрелы приходилось попадать еще много раз. Довелось неоднократно сопровождать автоколонны по горным серпантинам. А это крайне опасное дело ехать в колонне по горам. Автомобили ползут со скоростью пешехода, и даже один боевик с крупнокалиберным пулеметом может натворить немало бед.

Обычно, если пограничники охраняют границу от одиночных нарушителей, то здесь была война. От южных соседей прорывались вновь сформированные банды террористов, с севера уходили повоевавшие группы боевиков, и никто из них сдаваться не собирался.

— За год с небольшим службы, — продолжает вспоминать пограничник, — пришлось служить аж в 8 воинских частях, но всегда в погранвойсках. Просто очень быстро формировались, переформировывались и создавались новые погранотряды, заставы.

Погибших среди сослуживцев было немало. Только в мото-маневренной группе, где служил Михаил, потери были сопоставимы с потерями пограничников за все время охраны таджикско-афганской границы. Из более двух тысяч бойцов домой вернулись лишь 1700.

Отслужив 2 года, Михаил вернулся в Прокошево в 1996 году, стал работать «дальнобойщиком». Однажды, заехав по делам в Большое Мурашкино, познакомился с будущей женой Еленой. Через некоторое время они поженились, но это уже совсем  другая история.

Алексей ТОЛКАЧЕВ

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!