Интервью
фотогалерея
Крепок и душой, и телом
Коренной житель села Холязино Леонид Иванович МАЛАХОВ в конце марта отметил своё 75-летие. В трудовое время он возглавлял комплексную бригаду, много лет тракторную бригаду – один из самых хлопотных участков хозяйства. Трудился и механизатором, и комбайнером. Накануне юбилея корреспондент побывал у ветерана в гостях.
Леонид Иванович проживает в своем доме по улице Соколова один. Жену Анну Михайловну схоронил четыре года назад. И по молодости, судя по должностям этого человека, спокойной жизни у него не было, и сейчас ветерана без дела не увидишь. Тоже в хлопотах, заботах, только «бригадирствует» уже на своем подворье. Держит овец, десятка полтора кроликов, есть куры, утки. Обеспечивает живность кормами. С зерном проблем нет – хватает того, что в ЗАО дают на паи. С сеном потруднее, но все же запасает достаточно.
— Не тяжело? – спрашиваю у него.
— Привык уже. Да и сам делом занят. Зато к осени на закол всегда есть что-то: и себе дополнительное подспорье к пенсии, и детям гостинец. То по барану, по тушке птицы – это уж обязательно. Дети мне во всем помогают. Сыновья Роман и Николай живут с семьями в городе, но частенько ко мне приезжают. Дочь Наташа здесь, в селе, то и дело наведывается.
— Вроде, долго проработал, — рассуждает Леонид Иванович, — а пенсию, считаю, заработал маловато. Я не выпиваю, так уж лучше заниматься чем-либо по душе. Конечно, жил бы в городе, то в зимнее время, глядишь, сходил бы на хоккей, летом на футбол. Может, для интереса в театре побывал бы, в кино. По телевизору реклама одолевает, пока фильм идет, забудешь, что было до нее.
Я люблю читать. Выписываю газеты, в том числе и нашу районку. В целом газета хорошая, вот только замечание выскажу, — продолжает беседу мужчина, — по некрологам. Бывает, выражают соболезнования кому-нибудь, а уж имя и фамилию самого покойного и не напишут. Не дело это. Жаль и то, что хозяйств в районе стало мало. Мне близко и интересно сельское хозяйство – пишите побольше.
А уехать из деревни я никогда не помышлял.
Правда, когда поженились с Анной, она меня стала тянуть в город. Председатель колхоза Соколов сказал: «А вы здесь мне нужны!». Вот так и свыклись. Трудились в колхозе, растили детей. С женой прожили 46 лет, своими детьми я доволен. Николай в Нижнем устроился в «Мостстрой» водителем, а Роман в автосервисе ремонтирует автомобили. Наташа работает на хлебозаводе в Мурашкине. Внуки растут, радуют деда.
Много в этот день вспоминал Леонид Иванович о своих рабочих годах. Листал страницы трудовой биографии, одну за другой…
— До армии я работал на лошади. Вдвоем с напарником зимой возили мануфактуру в швейник, дрова, летом управлялись на сенокосе. Отслужив срочную, вернулся, правление колхоза назначило меня бригадиром комплексной бригады деревень Тыново, Салово, Новое Холязино. А.И. Пакин и В.И. Большаков, ныне покойные, возглавляли остальные участки. А потом получилось как-то не по-людски. Петр Михайлович стал платить колхозникам за стаж. Нам троим отказано было, хотя мы такие же члены колхоза. Мы, как один, взяли и написали заявления, чтобы нас освободили от бригадирства. Затем узнал, что товарищи мои сходили и забрали их, ну а меня уволили. Честно скажу, болезненно далось мне такое решение председателя, а еще обидно было за напарников. Ушел работать на трактор: прикатывал почву, ремонтировал.
А далее — встал вопрос о кандидатуре бригадира тракторной бригады. Мужики предлагали меня. Я отказался. Хлопотное это дело. Ведь сколько тогда было техники, трактористов. А Соколов уже протягивает мне руку и поздравляет. «Ты людей знаешь, справишься», — сказал он. Шло время. Пришел из армии А.Н. Абросимов, выучился в вузе. Я уже понимал, что меня все равно сократят, все же он специалист с высшим образованием. Так и получилось. Председатель вызвал меня и говорит: «Как ты думаешь, Леонид Иванович, куда устроить парня?» Я и скажи: «Да вот за меня бригадиром». Не прошло три дня, как его поставили вместо меня, а я остался в помощниках.
При А.Н. Клементьеве я заведовал мастерскими. Может быть, и сейчас бы так и был в работе. Да прошел слух, что работающим пенсионерам пенсии выплачиваться не будут. На этом моя работа в колхозе и завершилась. Как-то ездил получать зерно на склад, зашел в мастерскую: все разбросано, где наряды мы проводили – смотрю, стоит подтопок, топят дровами. И на фермах тоже «буржуйки». Что сказать, мелочность – не мелочность… Только от увиденного как-то передернуло меня.
Многие люди из тех, кто работал бок о бок с Леонидом Ивановичем Малаховым, кто был у него в подчинении, говорят, что этот человек был на своем месте. Обстоятельный, не теряющийся в любых сложных ситуациях, а такие не раз бывали. Работал спокойно, обладал чувством юмора. Без преувеличения отзывались о нем, как о добром товарище.
Нина ДУЛЕПОВА