Главная Наши земляки И косой, и утюгом орудовала умело
11.11.2016
Просмотров: 1054, комментариев: 0

И косой, и утюгом орудовала умело

Несмотря на возраст Маргарита Николаевна в душе все та же озорная девчонка, как и много лет назад

К сожалению, Большемурашкинская меховая фабрика, некогда славившаяся на всю Россию, прекратила своё существование ещё несколько лет назад. Однако люди, трудившиеся на ней, никуда не делись и, на наш взгляд, достойны того, чтобы о них помнили, чтобы о них рассказывали.

Из поколения в поколение практически каждый член семьи моей героини — Маргариты Николаевны Красильниковой — работал на меховой фабрике. И она, будучи ещё совсем девчонкой, тоже хотела туда попасть.

По словам женщины, работать ей хотелось больше, чем учиться, и поэтому после окончания 4 класса пошла подрабатывать няней, ведь возраст для работы на фабрике был уж совсем не подходящий.

— И всё равно я попала туда раньше, чем было положено по закону. Теперь уж не страшно признаться — да, я подделала документы. Прибавила себе годок, чтобы получилось 16. Было это в далёком 1951 году, — с хитринкой во взгляде признаётся Маргарита Николаевна.

Без всякой подготовки и специального обучения девушка сразу окунулась в достаточно тяжёлые трудовые будни. Маргариту определили на мездрение шкур, которое осуществлялось вручную. Если коротко – это удаление жира и остатков мышц с кожи животного. Работа сложная и физически, и морально, но она была полностью к этому готова. Чтобы выполнять ее качественно — требовались концентрированность и аккуратность, ведь  коса, которой она «орудовала», была очень острой, и малейшая невнимательность грозила порчей сырья.

— Тушканчики, крысы, суслики — кого только не приходилось обрабатывать. Шкурки маленькие, держать неудобно было, постоянно болели руки, а пальцы прямо скрюченные были. Норма у каждого была по 100 штук, а на бригаду 1000 в день — это очень большой объем, — вспоминает моя героиня.

Кто помнит «золотые» времена работы фабрики, может в красках описать то количество шкур, которые штабелями были сложены во дворе, и ту очередь из машин, которые приезжали на разгрузку — сырьё везли со всего Союза. Спрос на продукцию фабрики был большой, поэтому приходилось работать за троих, не жалея ни сил, ни здоровья, иногда выходя в две смены. Так промчались 16 лет.

В 1967 году Маргариту перевели в формалиновое отделение на глажение овчины, где она проработала следующие 20 лет. Ничего общего с классическим утюгом, конечно же, не было. Весь процесс происходил на специальном станке, который приводился в движение педалью. Нажимать её нужно было по 8 часов в одном темпе, чтобы не было подпалов и, соответственно, не портилась шкура, которая, кстати, была довольно большая — практически с входную дверь.

— У меня на ноге не то чтобы мозоль выросла, а настоящее лошадиное копыто. Честно, я даже цокала при ходьбе. А когда поехала в санаторий, там оно от процедур отвалилось и пятка стала белая-белая, — смеётся женщина.

Несмотря на бешеный темп работы, жить моя героиня тоже успевала. Было у неё и женское, и семейное счастье — любимый муж и три дочки. К сожалению, в живых сейчас осталась только Любовь, которая, кстати, тоже работала на фабрике мастером.

С супругом хоть и работали на одном предприятии, познакомились совсем в другом месте.

— Я его на рынке заприметила. Подумала, какой видный, статный, вот бы мне такого мужа, — рассказывает Маргарита Николаевна.

Судьба решила исполнить её желание без промедления, и вечером того же дня они встретились на танцах. А потом, как в лучших традициях добрых советских фильмов – он накинул ей на плечи пальто, проводил до дома, а через неделю сыграли свадьбу. Совсем немного не дожил Сергей Александрович до их с супругой серебряной свадьбы.

О невероятной трудоспособности моей героини говорят многочисленные медали, грамоты и благодарности, которые она бережно хранит у себя в серванте. Ведь каждый знак отличия говорит о ней как об ответственном, добросовестном и трудолюбивом работнике. Вредное производство, тяжёлые условия труда, регулярные нагрузки и перевыполнение нормы – всё смогла преодолеть и вытерпеть эта сильная женщина, у которой даже в мыслях  не было уйти со своей любимой фабрики.

— Мы и работать умели, и шутить. Веселились, озорничали, хулиганили — наверное, поэтому и работа не такой сложной казалась, ведь коллектив у нас был дружный, все друг другу помогали, — вспоминает Маргарита Николаевна.

Тому, кто хорошо работал, полагалось и хорошо отдыхать — регулярные путёвки в санатории, экскурсии по городам Советского Союза — фабрика обеспечивала всем. Так что можно сказать, Маргарита Николаевна смогла и мир посмотреть, и себя показать. Со временем она получила от фабрики квартиру, которая пришлась кстати, ведь свой дом содержать становилось всё сложнее.

И пусть сегодня уже не надо подделывать документы, прибавляя себе возраст, но и убавлять его не стоит. С огромным уважение скажем, что в этом году Маргарита Николаевна отметила солидный юбилей – 80 лет. К сожалению, сейчас рядом уже нет многих дорогих и близких людей, но моя героиня не отчаивается и не теряет бодрости духа. Она прожила насыщенную, хоть и не лёгкую, но довольно интересную жизнь.

— Досталось мне, как медному котелку, но я ни о чём не жалею, — с гордо поднятой головой говорит женщина, у которой в глазах, несмотря на возраст, всё так же горит искорка.

Мы желаем Маргарите Николаевне не терять оптимизма и радости жизни, и искренне надеемся, что родные и близкие люди всегда будут в этом помогать своей заботой и вниманием.

Наталья ШЕВЦОВА

  • Несмотря на возраст Маргарита Николаевна в душе все та же озорная девчонка, как и много лет назад

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!