Интервью
фотогалерея
Дорога требует внимания
Этот профессиональный праздник считают своим и миллионы простых автолюбителей, никак по работе не связанных с автомобильной отраслью. Не зря же он в народе зовётся Днём шофёра. По непонятной причине это замечательное, звучное слово всё более вытесняется совершенно безликим — водитель автомобиля.
Уж если и рассказывать о ком-то в этот праздник, то выбор очевиден — о шофёре пассажирского автотранспорта. В нашем округе таковые работают в МУП «Большемурашкинский автобус». Когда я зашёл в офис предприятия и спросил, о ком рассказать в преддверии праздника, то и руководитель, и другие специалисты утвердительно, в один голос сказали: о Вячеславе Квасове!
Славу я помню, он поступил в наш ПЛ-106, когда тот преобразовался из ПТУ в профлицей, учился 4 года, так что у нас сразу нашлась общая тема для разговора, вспомнили преподавателей, мастеров, погрустили от того, что лицей ликвидирован. Последствия этой ликвидации уже ощущаются. Сейчас в округе весьма сложно найти трактористов, водителей автобуса и спецавтомобилей. За последние лет десять где только не учились наши земляки вождению автомобиля. Но всё это категория «В», с легковой категории сложно получить права на вождение грузовика или автобуса, а лицей же готовил учащихся по программе категории «С», которая является базовой для любых иных.
Окончив лицей, получив диплом и права, Вячеслав не сразу сел за руль. Сначала год отработал по самой востребованной в те годы профессии — охранника, караулил офис «Россельхозбанка». Но не зря же он учился на водителя грузовика — устроился водителем КамАЗа в «Дорожник», откуда его пригласил поработать командирским водителем руководитель транспортного предприятия Юрий Телицын. Пересдать с категории «С» на «В» — не проблема. Чуть сложнее было потом, когда он решил сесть за руль автобуса. Тем не менее, открыл и категорию «Е», и с 2002 года перевозит пассажиров.
Возможно, освоиться на новом месте ему было чуть проще, поскольку здесь же работал на автобусе его отец Александр, опытный шофёр, который всегда мог и подсказать, и пожурить. Впрочем, отец и сын и сегодня работают бок о бок, всегда готовые помочь друг другу.
— На чём довелось работать?
— Да на всём, что было в автопарке. Сначала был старенький ПАЗик, на котором исколесил весь район на местных линиях. Потом работал на «Авроре» — по большому счёту тот же ПАЗ, но с некоторыми претензиями на комфортабельность. На ней стал возить пассажиров по межгороду, затем предприятие получило автобусы «Ивеко», на них тоже обслуживал междугородние перевозки. Последними получили ГАЗели НН. А маршруты прежние остались. По мне, наши лучше — и на ходу помягче, и теплее, так ведь они и создавались как автобус, а «Ивеко» — фургон приспособленный.
— А есть ли разница между работой на автобусе и ином автомобиле?
— Трудно сказать, я же не фиксирую. Тут скорее чувствуешь. Практически невозможно забыть о том, что у тебя за спиной больше десятка пассажиров. И это не неодушевлённый груз, это люди, и они не просто перемещаются из пункта «А» в пункт «Б», у каждого из них остались нерешённые проблемы, и эти проблемы едут вместе с пассажирами и могут выплеснуться наружу. Если при перевозке груза небольшое опоздание ничего не меняет, то с людьми так не получится — порой каждая минута на счету. И самое главное — ответственность за жизнь и здоровье пассажира никто не отменял. Поэтому водитель автобуса должен быть внимательнее водителя других транспортных средств.
Но даже предельная внимательность и концентрация на дороге не гарантирует от дорожно-транспортных происшествий. Как сказал сам Вячеслав — нет водителей, не побывавших в ДТП! Его эта водительская доля тоже не миновала. Как-то на дороге в Рождествене непонятно откуда, неизвестно зачем, неясно как материализовался трактор. Хорошо скорость была невелика, но столкновения избежать не удалось. Серъёзных последствий не было, но память сохранила эпизод.
Поставив автобус в гараж после рейса, Вячеслав спешит домой к красавице жене Оксане, с которой родили и воспитывают дочь и сына. Катя уже самостоятельный человек — она окончила юридический факультет и работает в дежурной части полиции, а вот девятикласснику Дмитрию отцовское внимание очень необходимо.
Мы поздравляем Дмитрия и всех работников автомобильного транспорта с профессиональным праздником. Пусть дороги будут чистыми и ровными, сотрудники ГАИ доброжелательными, пробки — лимонадными, пассажиры — благодарными!
Алексей ТОЛКАЧЁВ, фото автора