Интервью
фотогалерея
За компьютер, как за парту
Четвёртая учебная четверть для российских учителей и школьников началась необычно — впервые образовательный процесс переведён на электронную форму обучения. Привычные парты заменили компьютерные столы, учителя теперь не вызывают к доске и объясняют новую тему, глядя в камеру или монитор. О том, как выстроена система обучения в нашем районе и как все участники этого процесса адаптировались к ситуации, мы спросили у педагогов и учащихся школ района.
Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их. Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками. Дистанционное обучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.
Александр Анатольевич Курагин, учитель истории, обществознания, ОБЖ (БСШ):
— Прежде всего необходимо сказать о том, что переход на электронное обучение — это вынужденная мера, обусловленная карантинными мероприятиями, и, по моему глубокому убеждению, она полностью оправдана. Классно-урочная система, по которой мы все привыкли работать, была разработана Яном Амосом Каменским еще в 17 веке, и с тех пор за довольно большой промежуток времени никто не сумел придумать что-то лучшее, а значит, никакой иной формат обучения не сможет заменить живого общения педагога с детьми. Нельзя отрицать и тот факт, что в настоящее время многие учителя применяют дистанционные методы работы, но, как правило, с одним учеником в рамках репетиторства.
Занятия в нашей школе организованы в соответствии с учебной нагрузкой и утвержденным расписанием, которое осталось прежним. Что касается технической стороны организации учебного процесса, то здесь возникли наибольшие трудности. Во-первых, нужно честно признать, что учителя в подавляющем большинстве не были готовы к этой форме работы, поскольку она требует совершенно других подходов в организации учебного процесса. Во-вторых, многие образовательные сервисы просто перестают работать в условиях колоссально возросшей нагрузки, тот же электронный дневник.
Лично я для ведения уроков использую социальную сеть «ВКонтакте» — для детей она привычна, с ней все умеют работать. Создал группы на каждый класс и там выкладываю весь необходимый материал (документы, тесты, видеоуроки), а дети присылают фото или аудиозапись домашних заданий.
Если говорить о качестве образования, то, безусловно, оно пострадает, да и ребята, на мой взгляд, гораздо с большим удовольствием посещали бы школу. Однако, повторюсь, это вынужденная мера, и будем надеяться, что в ближайшее время все вернется в нормальное русло. А пока остается пожелать всем здоровья. Берегите себя!
Лариса Витальевна Крицкова, учитель химии и биологии (Кишкинская СШ):
— Готовясь к переходу в электронный формат обучения, я, как и многие учителя, прошла дистанционные курсы на «Олимпиуме». Это помогло лучше и продуктивнее составить свой рабочий процесс. Переговорив с учениками, мы решили, что удобнее нам будет с ними взаимодействовать в соцсети «ВКонтакте» и в мессенджере «Вайбер». В нашей группе я выкладываю все задания, видео, презентации и всё, что необходимо для усвоения материала. Уроки проходят по обычному расписанию, но их продолжительность сократилась до 30 минут, поэтому нужно успеть донести основные моменты темы. Мы активно пользуемся тестированием на ресурсе «ЯКласс», где сразу видны результаты, и дети даже сами могут увидеть свои оценки и ошибки, самые распространённые из которых мы потом все вместе разбираем. Нагрузка на образовательные платформы высокая, поэтому очень часто они зависают, но приходится терпеть и ждать, ведь прерывать учебный процесс нельзя. Я тщательно продумываю ход урока, домашнее задание составляю так, чтобы оно было выполнимо и чтобы проверять его тоже было удобно. Стараюсь задания давать в основном по учебнику, чтобы ученики не отвыкали от работы с бумажными носителями, но в первую очередь для того, чтобы поменьше времени проводили у мониторов. Дети сейчас очень продвинутые и технически подкованные, поэтому переход на электронное образование им даётся в большинстве случаев легко. С заданиями справляются, учебный материал получают в полном соответствии с планом, я стараюсь, чтобы упущений и пробелов было как можно меньше. Отмечу, что не только я сама учу ребят, но многому учусь от них – ориентироваться в виртуальном мире стала намного увереннее. Очень скучаю по своим ученикам, по живому общению в классе, по их поднятым рукам.
Марина Николаевна Федянина, учитель истории, обществознания и ОБЖ (Советская СШ):
— В сложившихся условиях я не стала паниковать. Мы со всей серьёзностью и ответственностью подошли к переходу на электронное обучение. Все учителя нашей школы прошли курсовую подготовку по дистанционному обучению и получили сертификаты. Благодаря современным технологиям, наладили быструю обратную связь с детьми, и уверяю, что без оценок никто не остаётся. Самое комфортное и оперативное общение с учениками проходит в социальной сети «ВКонтакте». А еще для связи нам удобно использовать «Скайп», куда мы «выходим» на урок всем классом. Детям очень понравилось использовать учебные платформы «Фоксворд» и «Российскую электронную школу», которые оказались для них прекрасной информационно-образовательной средой. «Дневник.ру» и «ЯКласс» из-за огромной нагрузки «зависают», но мы стараемся терпеливо относиться к этому.
Первые пару дней освоения системы были очень волнительными для всех, но сейчас уже процесс идёт по «накатанной». Я практически всегда на связи, готова ответить на любой вопрос, помочь разобраться, объяснить материал и задания. Стало больше индивидуальной работы, но в целом объём остался прежним. Ребятам, на мой взгляд, нравится учиться дома, так им свободнее и спокойнее, но живого общения друг с другом нам очень не хватает.
Светлана Германовна Малиновская, учитель математики (БСШ):
— Ещё когда мы уходили на досрочные каникулы, уже было понятно, что, вернувшись, учебный процесс будет совсем иным. И мы вместе с учениками стали заранее готовиться к этому нововведению – установили «ЯКласс», апробировали его, благодаря чему мне стало понятно, как там взаимодействовать с учениками и как работает эта система. Со всеми классами была установлена обратная связь, выслана подробная инструкция, как будет проходить электронное обучение и что для этого нужно. Для каждого класса завели свою группу в «ВКонтакте». За одиннадцатиклассников мне было спокойнее всего, ведь с ними мы прошли учебную программу и они сосредоточились на подготовке к ЕГЭ. Все ресурсы они уже знают и уверенно их используют. Больше всего волнений вызывал десятый класс, с ними неизученными оставались две очень важные главы, у шести- и восьмиклассников тоже оставался непройденный материал. Но сейчас, когда паника первых дней миновала, мы спокойно занимаемся по основной школьной программе. Самое сложное и трудоёмкое для меня – проверка домашнего задания и классной работы, потому что это всё нужно проверить вручную, а делать это по фотографии не очень удобно. Зато сейчас лучше «видно» каждого ученика, работа стала более индивидуальной. Если кому что не понятно в теме или в оформлении задания, я объясняю и показываю наглядно, высылаю полезные видео и ссылки на материалы — это накоплено за годы работы и сейчас как никогда пригодилось. Моя главная задача — не просто выставить оценки, чтобы вывести четверную отметку, а дать ребятам знания, провести урок максимально понятно. Каждое занятие я тщательно продумываю, реально оцениваю время и возможности детей. Трудности, конечно, будут, но и многому новому и полезному мы все научимся в этой ситуации, и в итоге это пойдёт нам на пользу. Я вижу, что тем детям, которые всегда ответственно относились к учёбе, достаточно легко и сейчас, а тем, кто привык выполнять только письменные задания, приходится работать больше, и очень многое зависит от них самих, от самоорганизации и ответственности. Каждый день, согласно расписанию, ребята «приходят» на урок, но живого общения в классе мне очень не хватает, я скучаю по ним, ведь в когда мы в школе, то не ограничены только темой урока.
Ученики по-разному относятся к вынужденному обучению на дому, но в целом считают этот опыт полезным, ведь меняется мир, реальность, а значит меняться должно и общество.
Екатерина Орехова (9 класс, БСШ):
— В связи с обстоятельствами мы, ученики, должны получать необходимое нам образование дома. Как по мне — это довольно удобно. Ты ничего не сможешь забыть, ведь все нужное под рукой. Иногда, конечно, бывает трудно заставить себя что-то сделать, но справляясь с этим, я развиваю в себе дисциплинированность и ответственность. Думаю, каждому ученику полезен опыт такого обучения.
Татьяна Масанова (11 класс, БСШ):
— На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как электронное обучение имеет свои плюсы и минусы. В первую очередь, хочется отметить организацию образовательного процесса нашими преподавателями. Все задания выдаются вовремя, производится своевременный анализ проделанной работы, результаты прослеживаются на сайте «Дневник.ру». Качественному взаимодействию между учениками и преподавателями мешает сильная загруженность Интернета, а также постоянные сбои в работе информационных ресурсов. По моему мнению, никакое иное обучение не заменит живое общение ученика с преподавателем.
* * *
Сколько людей — столько и мнений по поводу временного формата обучения. Кто-то находит в нём безусловные плюсы, кто-то, наоборот, считает неприемлемым и неэффективным, но ясно одно – образование уже не будет прежним, а к лучшему это или нет, мы поймём позже. Во всяком случае может случиться и такое, что дети в этом учебном году за школьные парты уже не сядут. Поэтому важно влиться в новый процесс обучения, чтобы выпускникам и девятиклассникам успешно сдать экзамены, а остальным ученикам — усвоить пройденный материал.
Наталья ШЕВЦОВА