Интервью
фотогалерея
Вера, закаливание или традиция?
Нынешний праздник Крещения отправил в отставку идиому «крещенские морозы». Не хотите ли пургу крещенскую?!
Автор многие годы и в разных местах выполнял русскую традицию купания в проруби или ином водоёме, но выглянув в крещенский сочельник за ворота, пришёл к однозначному выводу: сегодня купания без меня. Пуржило так, что света вольного было не видать. Тем не менее, одевшись потеплее, отправился на Пленный пруд к «иордани». Идя по улице, думал — надо же как метёт, и только подходя к пруду, понял, что ошибался — на улицах-то почти штиль, а вот здесь…
У просторной проруби-иордани вовсю кипела работа: сотрудники МБУ «Благоустройство» налаживали освещение, устанавливали вешалку для одежды, вычерпывали из проруби снежную кашу. Надо отметить, что место для купания было оборудовано выше всяких похвал. «Иордань» — просторная, сходни — удобные, освещение — праздничное и яркое. Были и прожекторы, освещавшие прорубь, и яркая подсветка креста изо льда, делавшая его хрустальным, и красочная гирлянда вокруг.
Однако не обошлось без шуточных замечаний в адрес рабочих и начальника территориального отдела Вадима Рынькова: «А что уж погоду-то нормальную не сумели организовать!?». У многих даже появились смутные вопросы, состоятся ли купания вообще? Частично они могли бы быть сняты при установке у купели армейских палаток, как показывают по телевизору. Но это уже из области фантастики, учитывая их стоимость.
Чем хороши крещенские купания в небольших населённых пунктах? Тем, что в отличие от мегаполисов, начинаются ровно в полночь. Конечно, канонов в чисто народной забаве быть не может, но это придаёт определённую значимость и традиционность данному мероприятию.
Тем не менее, еще за полчаса до полуночи у организаторов мероприятия остался вопрос — состоятся ли купания? Но тут, словно чтобы развеять сомнения, появился Андрей Шигин. Ну не поглазеть же приехал самый заядлый участник крещенских купаний, за компанию с другими, довольно многочисленными зрителями.
Скинув одежду, мужчина уверено зашел в крещенскую воду, пройдя ледяную «иордань» до противоположного конца он, перекрестившись, трижды окунулся в прорубь.
За ним, с некоторым перерывом, в купель зашли еще пять человек, в том числе и совсем юная девочка Даша. Но никто из них далеко в иордань зайти не рискнул, окунаясь у сходен. А я, наблюдая за ними, размышлял: «Что же заставляет людей лезть в такую непогоду в ледяную воду?». Вера? Но церковь не ратует за подобный обряд. Закаливание? Не поверю. Абсолютное большинство купальщиков едва ли подойдёт к проруби до следующего года. Традиция? Так себе объяснение. Возможно, некий кураж, испытание самого себя, тем не менее, непреодолимое желание русского человека забраться в Крещение в прорубь остаётся непознанной тайной. Ни один из них не смог сформулировать однозначного ответа на мой простой вопрос.
Подождав еще с полчаса, рабочие начали сворачивать оборудование. А вот уже пополудни Крещенского дня я вновь заметил легковушки у «иордани». Похоже, неведомые причины или силы привели сюда кого-то ещё.
Алексей Толкачёв, фото автора