Главная Общество Советы психолога. Настойчивый или упрямый?
16.10.2015
Просмотров: 1456, комментариев: 0

Советы психолога. Настойчивый или упрямый?

О недостатках характера и учёте индивидуальных особенностей при воспитании детей

Темперамент и характер — это две важные составляющие индивидуальных особенностей человека. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности, т.е. является преимущественно врожденным свойством. А вот для формирования характера требуется воспитание, которое имеет решающее значение для приобретения нужных черт.

О чём же нужно помнить при воспитании характера?

Конечно же, о большом влиянии на характер мировоззрения, усвоения морали и общественных норм поведения. Черты характера начинают ребенку закладывать родители с раннего детства. Значительные изменения в характере часто происходят в юношеском возрасте, но некоторые черты способны изменяться под влиянием убеждений и в более поздние годы.

Характер проявляется и закаляется в деятельности. Зависимость характера от поступков человека хорошо отражена в древней индийской пословице: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер».

Родитель, как никто другой, знает о ведущих чертах характера своего ребенка, но нередки случаи, когда ребенок может проявить такие черты, которые родитель от него не ожидает. Все потому, что характер человека очень изменчив. Гюго в своё время говорил: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают окружающие, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». Черты характера взаимосвязаны. Неправильное понимание одних черт ведёт к неправильному истолкованию других, а для исправления недостатков характера всегда приходится опираться на положительные его свойства.

Важно быть внимательным к ребенку и наблюдать за его поведением в различных жизненных ситуациях.

Решающее влияние на формирование характера имеют внешние факторы. К ним относится, прежде всего, воздействие общественных отношений. Коллектив – сила, способная круто изменить характер. Один коллектив способен оказать эффективное воздействие, а другой нет. Также многое в воспитании характера значит личный пример родителей и значимых окружающих.

Внешние обстоятельства, социальная среда и воспитание, в конечном счёте, определяют формирование характера, но эффект внешнего воздействия во многом зависит от внутренней позиции человека. Например, пытаемся мы перевоспитать упрямца: говорим ему с осуждением о его упрямстве, разрешаем, где возможно, действовать по своему, чтобы он на опыте убедился в своей неправоте. Ничего из этого может не помочь, так как, возможно, ребенок считает своё упрямство не отрицательной чертой, а проявлением принципиальности и самостоятельности. Дело можно исправить, если этого ребенка удастся переубедить в его взглядах.

Большое влияние на характер оказывают часто переживаемые ребенком психические состояния (например, состояние радости и душевного подъема или, наоборот, тоски и упадка). Повторяясь, они нередко закрепляются и становятся чертами характера. Поэтому, для выработки нужной черты характера, надо ставить ребенка в такие ситуации, в которых он пережил бы соответствующее психическое состояние, а потом, закрепил бы его как постоянное свойство личности. Например, ленивого можно сделать трудолюбивым, если часто ставить его в ситуации, когда бы он достигал успехов в деятельности, испытывал от этого чувство радостного удовлетворения, и тогда он изменил бы свое отношение к труду.

Каждому человеку свойственны те или иные недостатки характера.

Основные причины их возникновения: фактическая безнадзорность ребенка в семье, и отсюда действие на него отрицательных примеров; отсутствие единой твёрдой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность у детей, неуверенность, двоедушие, безответственность, избалованность ребенка либо недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие в семье чёткого режима дня, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.

Помимо этого на возникновение недостатков характера влияет неучет возрастных особенностей ребенка. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению упрямства, капризности, негативизма, грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты с родителями, скрытую или явную борьбу с ними.

В общении с детьми, при любой ситуации не следует унижать чувства и достоинство пусть самого трудного в воспитании ребенка. Необходимо говорить, высказывать своё недовольство поведением ребенка, его поступками, но никак не личностью! В общении с детьми старайтесь избегать срывания на крик, угроз, проклятий, указания на их место в жизни, в обществе. Такое поведение взрослого лишь усугубляет воспитание детей, портит взаимоотношения ребенка с родителем и закрепляет негативные черты характера.

Нередко бывает, что сами дети неправильно понимают свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту, высокомерие – за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые дети, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, считают, что лень помогает сохранить жизненные силы и не надорваться, а неискренность и своевременная расчетливость – добиться личного преуспевания в желаемом. Также неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера самим родителем.

Недостатки характера – это устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера своего ребенка, вы должны убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной какими-либо обстоятельствами.

А.С. Макаренко советовал воспитателям не реагировать на любой проступок ребенка, а воздействовать на него после нескольких таких случаев (если этот проступок незначителен). Иногда достаточен только выразительный взгляд или сокрушенное молчание. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно наблюдается у вашего ребенка, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать на ней его внимание. Лучше говорить ребенку о часто повторяющихся у него, например, случаях проявления грубости, чем о наличии грубости вообще как черты личности. В противном случае, можно подорвать у ребенка веру в возможность искоренения этого недостатка.

Давайте рассмотрим более подробно такие недостатки характера как недисциплинированность, упрямство, грубость и лживость.

Недисциплинированные дети — это дети, которые постоянно привлекают к себе внимание взрослых и доставляют им наибольшее беспокойство. В силу этого между ребенком и взрослым нередко возникает конфликт. Прежде всего, надо выяснить причины подобного нежелаемого поведения.

Наиболее распространенные причины недисциплинированности является избыток энергии и неумение проявить свою инициативу. В таких случаях ребенку надо давать достаточную нагрузку, чтобы у него не было ни желания, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Также важно сформировать интерес к какой-либо полезной деятельности, чтобы разумно направить проявление их активности.

Недисциплинированное поведение может вызваться также неправильным пониманием ребенком храбрости. Известны случаи, когда подростки сознательно шли на конфликты со взрослым, чтобы доказать свою отважность. Конфликтные ситуации в таких случаях разрешаются объяснением ребенку подлинной смелости и предоставлением возможности проявить её в полезных делах.

Стремление самоутвердиться или даже выделиться в качестве лидера любым путём, протест против ущемления достоинства ребенка, плохой пример товарищей, безнадзорность и прочее – всё это тоже может являться причинами или дополнительными стимулами проявления недисциплинированности.

Не так уж редко возникают конфликтные ситуации с упрямыми и непослушными детьми. Разрешая эти ситуации, родитель должен действовать твердо, быть требовательным, но одновременно доброжелательным и тактичным. Не надо стремиться во что бы то ни стало переупрямить упрямца и тем более сломить его волю, прибегать к угрозам, неприкрытому и грубому давлению. Не всегда бывает оправдана приказная форма обращения к таким детям, в определенных случаях большой воспитательный эффект достигается ненавязчивым и деликатным советом. Иногда целесообразно дать возможность упрямому ребенку поступить по-своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности своего поведения.

Выступая против слишком большой строгости в обращении с упрямыми детьми, хочется предупредить и против другой крайности. С упрямыми детьми не надо вступать на путь уговоров и упрашиваний, приводящих, в конечном счете, к уступкам со стороны родителей. Для окончательного устранения конфликтов с упрямыми детьми надо знать причины, вызывающие недостаток. Ими могут быть: неудачно выраженное стремление к самостоятельности, неправильное понимание им упрямства как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять подавлению его личности, избалованность, перевозбуждение от обилия ярких впечатлений, переутомление, тяжелые переживания.

Важно формировать правильное представление ребенка о чертах характера. Например, по поводу упрямства очень хорошо сказал Генри Бичер: «Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание».

Грубые дети – одни из тех, кто часто вызывает конфликтную ситуацию или попадает в неё. Для разрешения конфликта, надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослыми (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой и т.д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление определенной и разумной самостоятельности, разумная организация активности. Грубое поведение может быть ответом на несправедливые действия взрослых. В таком случае конфликт устраняется исправлением взрослым своей ошибки.

Лживость детей бывает вызвана различными причинами: боязнью наказания, стремление привлечь к себе внимание окружающих, желанием прикрыть совершившего проступок товарища. Для искоренения этого качества, надо обратить особое внимание на воспитание у таких детей честности и смелости, готовность мужественно перенести наказание за совершенный проступок. Следует проявлять уважение к правдивости ребенка, сообщить ему, что лживость – презренное качество, отягощающее дурной поступок. Родитель сам должен быть примером честности и искренности. Никогда не следует оставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Тем не менее, надо избегать таких средств наказания, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

Итак, мы рассмотрели некоторые недостатки характера детей и индивидуальный подход на пути исправления этих недостатков в воспитании ребенка. Но не только особенности характера являются причиной трудностей и конфликтов. Возникновение конфликтной ситуации в семье, трудности в воспитании ребенка могут быть во многом обусловлены несовместимостью типов темперамента ее членов и акцентуациями характеров. Эти особенности также важно учитывать при индивидуальном подходе к ребенку.

Понаблюдайте за своим ребенком: все-таки он настойчивый или упрямый?

Психолог Ольга Малькова

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031