Интервью
фотогалерея
Рядом с народом
21 апреля в России отмечается молодой праздник – День местного самоуправления. Кто-то скажет – профессиональный праздник местных чиновников, но это совершенно не так. Местное самоуправление существует столько, сколько существует человечество. Было оно и в эпоху советского тоталитаризма, под присмотром КПСС, и в царские времена – в виде крестьянских общин, купеческих гильдий, профессиональных цеховых объединений. Без самоуправления общество существовать не может. Поэтому, в преддверии праздника наш корреспондент встретился с бывшими руководителями органов МСУ, заставшими ещё советский период, и теми, при ком начала формироваться современная система местного самоуправления.
Юрий Андреевич Полянский, председатель исполкома поселкового Совета в 1984-1993 гг.
Чтобы не напутать с датами, Юрий Андреевич достаёт из серванта трудовую книжку.
— 18 июля 1984 года избран председателем исполкома. Как и положено, — улыбается Юрий Андреевич, — избран, хотя на самом деле, вызывает меня к себе секретарь райкома КПСС, и говорит: «Вот, с завтрашнего дня будешь председателем. Самоотвод не принимается». Так и началась моя работа в местном самоуправлении, потом наступила перестройка, вскоре развалился Советский Союз. Но люди жили в Мурашкине независимо от политических передряг, и местная власть должна была обеспечивать условия для их жизни.
— Что Вам больше всего запомнилось за время работы председателем исполкома поселкового Совета.
— Строительство мостов через Сундовик и Доменку. Первый пешеходный, у детсада «Ромашка», я рассчитывал сам. Вроде всё сделал правильно, пешеходам понравилось, но не учёл одного – около моста пролегал «трудный» этап легкоатлетического пробега и на следующий год собралось столько зрителей, что мост стал прогибаться. Пришлось усилить конструкцию.
Другим — вантовым пешеходным у детсада «Солнышко» — я очень горжусь, хотя, конечно, строили здесь мостовики. Тоже не обошлось без сюрпризов: зимой по льду на деревянные опоры положили двутавры, а по весне лёд поднялся и мост из вантового стал «горбатым». Но лёд стаял, и балки вернулись на место.
Поблизости с этим, пешеходным, построили автомобильный мост на улице Малая через Доменку.
— А как закончилась работа на посту руководителя посёлка?
Юрий Андреевич читает следующую запись в трудовой: уволен в связи с ликвидацией исполкома поселкового Совета 1 ноября 1993 года.
— После меня работали уже главы поселковой администрации.
Александр Николаевич Урезков, глава районной администрации в 1991-1996 гг.
Именно с Александра Николаевича руководители района стали именоваться главами районной администрации. Можно сказать, наступила новая веха в местном самоуправлении.
— Когда в 1991 году депутаты райсовета, по предложению Губернатора Нижегородской области Б.Е. Немцова, утвердили меня в этой должности, — вспоминает Александр Николаевич, — это не было актом моей поддержки, просто молчаливым согласием. Поэтому все годы моей работы мне пришлось работать без настоящей поддержки совета и его руководителя. Такая вот местная оппозиция была.
Но жителям района было не до этих дрязг, и местная власть пыталась обеспечить необходимые условия для жизни.
Началось строительство объездной дороги на Бутурлино и Перевоз, новой пожарной части, дома престарелых, построен мост на улице Свободы, именно в это время началась газификация Большого Мурашкина.
Но запомнилось даже не это, а страшное безденежье на предприятиях и в организациях. Рабочий день, зачастую, начинался с обращений того или иного трудового коллектива с просьбой помочь в получении хотя бы части заработной платы. Ездил по предприятиям, разговаривал с руководителями, пытались вместе решать проблемы.
Ещё отложилось в памяти, как год от года, в связи с ходом газификации, снег в посёлке становился белее и белее – из-за сокращения угольных котелен.
Александр Павлович Лукьянов, заведующий отделом социального обеспечения Большемурашкинского райисполкома в 1972-1997 гг.
— Именно нашу организацию коротко называли «собес», — вспоминает Александр Павлович. — Во всём отделе работали максимум 7 человек. Но выполняли мы работу, которую сегодня выполняет и Пенсионный фонд, и, частично, управление социальной защиты. А ведь население района было в полтора раза больше нынешнего.
Учился работе у Тамары Петровны Моровой и Прасковьи Ивановны Макаровой, которые начали работу в собесе в послевоенные годы.
— Что запомнилось за двадцать пять лет службы?
Задумывается Александр Павлович:
— Прежде всего, как год от года отлаживалась наша система. Ведь при назначении пенсий и пособий всегда есть недовольные — хоть в то время, хоть сейчас. Если в год моего прихода в собес было 75 обращений граждан в вышестоящие инстанции с жалобами на нашу работу, то потом оставалось по 4-5 обращений в год, да и то в большинстве были отклонены. То есть абсолютное большинство граждан были довольны работой нашего отдела и чувствовали себя защищёнными.
Пётр Михайлович Теренин, глава Холязинской сельской администрации 2002-2015 гг.
— Вроде уже и советская эпоха закончилась, и всю ифраструктуру ЖКХ от колхозов передали на баланс сельских администраций, но «приветы» из прошлого, наверное, ещё долго будут приходить. Так, в начале работы столкнулся с отключением освещения в сёлах. Оказывается, линии электропередач были переданы в сельсоветы, а точек учёта электроэнергии не было. А ведь установить счётчик — это дело не одного дня: необходимы проект, разрешение, да и деньги немалые.
Много внимания потребовали дороги. Удалось отремонтировать проезжую часть по улицам Панина, Молодёжной, Шоссейной в Холязине даже дворовые территории у многоквартирных домов.
В последние годы моей работы значительно улучшилось финансирование через Дорожный фонд. После объединения сельсоветов удалось отремонтировать улицу Шальнова в Ивановском.
Холязино – первый газифицированный населённый пункт в Большемурашкинском районе, но вот старая часть Холязина каким-то образом выпала из программы газификации.
Невероятными усилиями вместе с жителями удалось завершить газификацию, и Старое Холязино перестало быть «старым». Это говорит о том, что местной власти многие проблемы необходимо решать совместно с населением.
Владимир Фёдорович Грачёв, глава Кишкинской сельской администрации с 2005 года, заместитель главы Холязинской сельской администрации до 2013 года
— Заступив на должность, я даже перепугался, когда увидел состояние инфраструктуры села, — вспоминает Владимир Фёдорович. — Дороги разбиты, водопровод течёт, водонапорные башни надо менять, газификация не завершена, но уже фактически остановилась. И самое главное — денег нет ни на что!
Здесь пришлось работать с населением. Показать, что глава очень заинтересован выполнить просьбу жителей, но для этого они сами должны помочь ему. Люди поверили мне. А я старался сделать самое необходимое для них. В Кишкине удалось газифицировать улицы Сельская и Завражная. Люди сами складывались и на проект, и на уличные сети, а уж мне нельзя было их подвести.
Особая эпопея была с газификацией села Папулово. Надо признать, что интересы сельских жителей зачастую не совпадают с интересами районной администрации. Но я всегда считал, что глава сельской администрации должен стоять на защите сельчан. Поэтому мне пришлось через голову районной власти обращаться в областную администрацию. А папуловцы так же собирали деньги и на проект, и на газопровод. Как бы там ни было — в Папулове сейчас газ, и я надеюсь, что село будет жить!
Главной своей недоработкой, неудачей считаю, что не удалось таким же образом газифицировать Городищи. Но тут надо сказать, что к тому времени и Кишкинский сельсовет был упразднён и объединён с Холязинским, и я уже тогда работал заместителем главы.
Лариса Михайловна Урезкова, заместитель главы районной администрации в 1997-2007 гг.
— Я заступила на должность в год, когда копившиеся за последние 5-6 лет проблемы, буквально, выплескивались наружу. Поскольку я работала заместителем главы по социальным вопросам, особенно были ощутимы проблемы простых людей и каждой семьи.
Как раз в этот период в районе не строилось ни одного многоквартирного дома, и абсолютное большинство обращений граждан в это время касалось распределения жилья. А что было распределять-то, если ничего не строилось?!
Как нельзя кстати, в то время начали действовать программы обеспечения жильём молодых специалистов — учителей и врачей. Некоторые и сейчас иронизируют над «картонными» домиками, построенными тогда. Но это ведь жильё, комфортное и отдельное. Получает жильё одна семья, а головная боль снимается ещё с двух — их родителей.
Кто находил в себе силы и имел возможность, получали ипотечные кредиты – это тоже неплохой выход, наверное, уже и с долгами расплатились, и жилье свое имеют.
— А что ещё осталось в памяти?
— Задолженность по зарплате. Причём, не только в организациях и предприятиях, но и в самой администрации. Искали всевозможные способы погашения долгов: в райпо получали продукты, на нижегородских предприятиях — промышленные товары.
Но настоящее удовлетворение от работы я получала, когда удавалось решить проблемы какой-нибудь семьи. Очень приятно было видеть счастливых людей. Ведь, если разобраться, то каждый работник системы МСУ и должен работать во благо народа.
Алексей ТОЛКАЧЁВ