Интервью
фотогалерея
Прости, Сундовик!
Небо в чистые воды смотрелось,
Отражались в тебе облака,
И была нам источником радости
Ты, любимая с детства река.
Светлана Полещук
Вижу Сундовик каждый день. Горько смотреть на нашу речку. Помню ее совсем другой – полноводной, с песчаными берегами.
Свое начало Сундовик берет за селом Картмазово, в лесах. Из родников и родничков, сбегающих в низину с высокого берега, несет река свои воды сначала в Нелюбово, далее в Рождествено, собирая родниковую воду на своем пути. К Большому Мурашкину река становилась полноводной. В нее вливались воды из урочища Настасья, с Поварни, из Пужавы (Пужаевки), что бежит от Вершинина, Удомы, Палеца и других малых рек и несет свои воды в Волгу. Устье Сундовика в Лыскове под высокой Лысой горой. В давние времена речка была судоходной. Сегодня трудно в это поверить.
Река моего детства, как же она была хороша! Все лето мы проводили на ней. Пока училась в семилетней школе, купались у большого моста (его всегда уважительно называли «Новый мост»). С южной стороны моста в реке было два волнореза. «Зачем?» – спросите вы. Весной, когда начинался ледоход, льдины разбивались об эти волнорезы на более мелкие и проплывали под мостом. Мост оставался невредимым. А вот мостики-переходы у артели памяти Клары Цеткин, у стадиона, две земляные плотины вместе с льдинами уплывали к берегам Волги.
Когда большая вода сходила, а это было в мае, люди восстанавливали плотины на Ключике и у Заколюки (так называлась улица, которая ведет к улице Степана Разина).
У плотины на Ключике стояла водяная мельница, и люди несли или везли на тачках, тележках зерно, а возвращались домой с мукой.
Любимым местом купания был Ключик. Большая луговина с восточной стороны была отгорожена от ветров холмом.
Мощный родник поил жителей Слободы и Мурашкина вкусной и чистой водой. Эту воду носили в ведрах на коромысле и использовали для чая и приготовления еды. Техническую воду брали из колодцев. Их тогда было много — на каждой улице.
Были еще Покровские ключи. Зимой из них брали воду для приготовления пищи. У родника «Ключик» стоял огромный чан, собранный бондарями. В этот чан круглогодично стекала вода. К нему зимой и летом тянулись подводы с бочками, набирали воду для пекарни, столовой, больницы, школ. На луговине молодежь в летнюю пору играла в футбол, волейбол.
На берегу стояла вышка для прыжков в воду. Воды в реке было много, как тогда говорили «с ручками». То есть, если хотели измерить глубину реки, то ныряли, вставали на дно и поднимали руки. Если рук не было видно, то это значило, что тут глубоко.
Девушки постарше загорали или, переплыв реку, собирали щавель, курепу, клубнику, цветы.
Это было любимое место отдыха. От былого величия осталась небольшая струйка воды.
Были песчаные пляжи «под Резальной» — это чуть ниже большого моста. На песочке загорали, а с высокого берега ныряли или прыгали «солдатиками».
Такой же пляж был под Красной кручей, за детским садом «Ягодка». Купаться можно было везде. Чистая вода, чистые берега — таким был наш Сундовик.
А каков он сейчас? Видно невооруженным глазом — летом зеленеет, наверное, злится на нас...
Надежда Горохова