Главная Общество Плач Сундовика
31.03.2017
Просмотров: 919, комментариев: 0

Плач Сундовика

Что за «бобры» начали строить плотину на Сундовике?

Чем известен Санкт-Петербург? «Медным всадником», Исаакиевским собором, но прежде всего – Невой. Чем славен Нижний Новгород? Древним кремлем, Чкаловской лестницей, но в первую очередь Волгой и Окой. Ведь даже в самой известной песне о нашем городе поется: «На стрелке далекой, на Волге широкой…».

Из этого бесхитростного наблюдения вытекает — облик любого населенного пункта формирует и определяет та река, речушка или иной водоем, на котором он расположен. Нетрудно при этом догадаться, каким предстает лицо Большого Мурашкина гостям нашего поселка. Лицо, обезображенное язвами бесхозяйственности, коростой нечистоплотности, струпьями наплевательства и прочими «нехорошими болезнями» — вот что видят приезжие. Естественно, и впечатление о состоянии здоровья Мурашкина остается соответствующее.

Мы, мураши, как тяжелобольной, уже не замечаем признаков поражения на своем теле. Лишь изредка люди приходят в редакцию и говорят: «Посмотрите, что сделали с Сундовиком! Речка превращается в гнилое болото!».

Кто сделал? Что сделал? Когда сделал? Как? Зачем? Почему? И самый и главный вопрос – что делать? Ответа на них никто и не пытался найти. Но на два из этих вопросов я могу уверенно ответить. Кто? Мы с вами! Когда? Вчера, сегодня и, похоже, завтра.

Каждый из нас знает – Мурашкино стоит на Сундовике. Даже названия улиц у нас соответствующие: Набережная, Новонабережная, Заречная и Луговые. На берегу рек стоят многие райцентры: Бутурлино, Перевоз, Гагино — на Пьяне, Арзамас — на Теше… Но в отличие от иных населенных пунктов, которых реки и речушки касаются лишь краешком, Мурашкину повезло: Сундовик течет через весь поселок, практически посередине. Он мог бы стать его настоящим украшением. Но, увы… Это Мурашкину повезло, а вот Сундовику — нет.

Дорогие земляки, а когда вы последний раз были на берегу родной речки? Не на мосту, а именно на берегу? Даже если вы и попытаетесь подойти к воде, не уверен, что это удастся с первой попытки. Километра четыре русло реки петляет по территории поселка, но едва ли насчитаешь десяток мест, где можно свободно спуститься к воде. Единственным участком, по которому можно пройти берегом, остался кусочек от детского сада «Солнышко» до пожарной части. Уже года три нельзя пройти по берегу от кафе под названием «Сундовик» до улицы Малая. А ведь еще на моей памяти можно было пройти по обоим берегам Сундовика почти по всему поселку.

Если уж подойти к реке проблематично, то о том, чтобы подъехать, и говорить не приходится. Но время от времени возникает надобность свалить несколько деревьев на берегу: то ли под ЛЭП растут, то ли угрожают падением. Самое удобное направление свала – река, куда и валят. Подъехать, чтобы извлечь их из воды, очень сложно, поэтому они и остаются, «украшая» берега «живописными» видами. А уж какой «улов» пластиковых изделий скапливается в их кронах-сетях! Откуда берется весь этот пластик? Читатель может и сам ответить на этот вопрос: мы с вами стараемся, приносим, швыряем в канавы и овражки, откуда он с талой водой и «добирается» до Сундовика.

Надо ли говорить о том, что Сундовик стал непригоден для купания. А ведь не так давно было несколько замечательных пляжей. От экстремальных — «Подрезалка» у кручи напротив школы 8-го вида, до детских «лягушатников» близ нынешней «Ягодки». Не говоря уж об общепоселковом пляже на Ключике — с прыжковой вышкой, скамеечками и раздевалками.

Кто теперь рискнет искупаться в речке?

Среди мурашей бытует мнение, что проблемы Сундовика начались с постройки бетонной плотины у СХТ. Можно соглашаться, можно не соглашаться, но по времени совпадение абсолютное. Жители Спортивной и Луговых улиц тоже винят в ежегодном подтоплении своих подвалов и погребов эту конструкцию. Затворы плотины должны регулировать уровень реки, но они давно пришли в негодность. И факт остается фактом: Сундовик ниже детсада «Солнышко» начинает заболачиваться. Берега заросли камышом, в котором уже успешно гнездятся цапли.

Что же местная власть? По весне не без проблем поднимает затворы, пытаясь угодить жителям, чьи подвалы подтапливаются, и подвергая себя критике тех, кого подтопление не касается. Раз в год проводится показательная акция по уборке мусора с берегов. Но это как оспу лечить зеленкой – видно всем, а результат?

В прошлом году в улицах и переулках, идущих к речке, появились солидные металлические аншлаги, предупреждающие о том, что здесь находится водоохранная зона, в которой ограничена хозяйственная деятельность. «Не иначе, как поселковая администрация занялась проблемами реки», — подумал корреспондент и обратился за разъяснениями к главе поселковой администрации А.Е. Тезенину.

— Нам, конечно, близки проблемы нашей реки, — сказал Андрей Евгеньевич, — но поселковая казна пуста и выделить хотя бы небольшие средства на ее спасение нет никакой возможности. Даже эти аншлаги установили не мы, а федеральное агентство «Росприроднадзор». Но это единственная помощь со стороны федерального центра.

Да, наверное, именно такая борьба за чистоту малых рек и называется освоением средств.

Автор прекрасно понимает, что одной публикацией ничего изменить нельзя. Наброски этого материала долго лежали у меня в столе, уж выбросить собирался, но 2017 год объявлен в России Годом экологии, и я счел необходимым опубликовать его.

Редакция приглашает всех жителей поселка, руководителей разного уровня к обсуждению проблемы Сундовика, к совместному поиску здравых решений. Приглашаем вас высказать свое видение проблем и предложить их решения.

В течение года мы будем освещать беды нашей реки.

Алексей ТОЛКАЧЕВ

  • Что за «бобры» начали строить плотину на Сундовике?

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!