Главная Общество Осторожно! Скутер!
24.08.2012
Просмотров: 2061, комментариев: 0

Осторожно! Скутер!

С началом весенне-летнего сезона на дорогах Большемурашкинского района появилось огромное количество мопедов, скутеров и мотоциклов. Управляют ими, в основном, дети и подростки, мало знакомые с правилами дорожного движения, без шлема, а некоторые мотоциклисты еще и без прав. Давно пришла пора привлечь внимание общественности, прежде всего, родителей малолетних «гонщиков» к тому, что без знаний ПДД и должных навыков они они подвергают опасности не только себя, но и тех, кто потенциально может встретиться им на дороге.

Воспоминания о 80-х

Молодость автора этих строк пришлась на излет советского времени. Именно тогда среди подростков стали популярны мопеды и мотоциклы. Особенно с учетом того фактора, что рынок мототехники был крайне беден, и чтобы приобрести что-то более-менее достойное, приходилось стоять в очереди. Вот почему даже велосипед с мотором вызывал некоторую зависть, а уж те ребята, кому посчастливилось на родительские деньги купить мотоцикл, вообще становились объектом всеобщего внимания и восхищения, прежде всего у девчонок.

Наиболее «крутым» в 80-е годы ХХ века считался мотоцикл «Ява». Любая девушка мечтала прокатиться на пассажирском сиденье вместе с его счастливым обладателем. Еще бы – скорость, ветер в ушах, грозный рокот мотора, адреналин и незабываемые впечатления на всю жизнь. Именно тогда в СССР пришла и начала развиваться субкультура, носители которой сначала назывались «рокеры», а потом в лексикон советского человека вошло название «байкер» (от английского bike – мотоцикл). В отличие от обычного мотоциклиста, байкер не мыслит своего существования без мотоцикла. Улицы городов наполнились людьми в косухах, с банданами или стилизованными под каски вермахта шлемами на головах, гоняющими на мотоциклах и пугающими рыком моторов обывателей.

Скутер или мотоцикл?

Шло время. Рынок мототехники постепенно насытился и сейчас наряду с мотоциклами в нашу жизнь прочно вошли скутеры. Это двухколесное транспортное средство, которое имеет бензиновый или электрический двигатель малой мощности. Поэтому управлять скутером разрешается при отсутствии водительского удостоверения. Достаточно, чтобы возраст водителя превышал 16 лет. На скутер не нужно оформлять страховку, талон техосмотра, не нужно его регистрировать в ГИБДД и платить налоги. При условии, правда, что кубатура двигателя не превышает 49,9 куб. см.

Такое транспортное средство очень удобно, экономично, на нем легко доехать до магазина, пляжа, на рыбалку, в гости. Управлять им также предельно удобно – крутить ручку акселератора и не забывать про тормоза. Передачи переключать не нужно. Вот почему те, кто стоит перед выбором – скутер или мотоцикл, приобретают именно скутер.

Правила дорожного движения для скутеров

Прежде всего, хочется напомнить, что скутерист – такой же участник дорожного движения, как и все остальные. На него распространяются правила, применимые к мопедам. Однако, зачастую скутером управляют подростки или вовсе дети 11-12 лет, которые правил дорожного движения попросту не знают или сознательно их игнорируют. Крайне не понимаю тех родителей, которые дарят своим чадам мототехнику, когда они еще не достигли нужного возраста. Но это – еще полбеды. Сам лично видел, как совсем еще юные скутеристы ведут себя на дороге так, как будто кроме них там никого нет – ездят по полосам встречного движения, вылетают из-за поворотов, не убедившись в безопасности маневра, катаются ночами без света фар. Считаю, что каждый водитель скутера обязан пройти курсы по правилам дорожного движения за символическую плату. Справедливости ради следует заметить, что и автолюбители зачастую не отличаются особой культурой и игнорируют скутеристов, не уступая им дорогу там, где это положено. Автор сам является обладателем скутера и сталкивался с таким неподобающим поведением водителей автомобилей. 3 июля 2012 года зарегистрировано ДТП с участием скутера, которым управляла 13-летняя девочка. Нарушив правила, она произвела столкновение с автомобилем на 3-м километре трассы Курлаково – Спирино. Слава Создателю, что виновница отделалась легким испугом и механическими повреждениями своего колесного «друга».

Пришла пора познакомить юных скутеристов с основными правилами безопасной езды. Открываем ПДД, ст. 19.5. Там черным по белому написано: «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Объясняю популярно: сразу после того, как вы сели за руль скутера и завели его, вы обязаны включать ближний свет фар. А лучше не выключать его вообще, потому что с остановкой двигателя скутера свет отключится сам. Это в ваших интересах. Водителю автомобиля проще заметить мопед или скутер, если на нем включены фары.

Следующее правило – возрастное ограничение, уже упоминалось, напомним его официальную трактовку, содержащуюся в статье 24.1: «управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет».

Ст. 24.2 гласит: «велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам». А что получается на деле? Скутеристы ездят, где им только вздумается. Некоторые малолетние лихачи, желая покрасоваться перед своими друзьями или перед девчонками, демонстративно отпускают руль. Так вот, знайте: мало того, что это грубейшее нарушение правил, вы можете не только упасть сами, но, если руль вильнет в сторону, и врезаться в автомобиль или пешехода.

Собственными глазами видел, как на скутере сидят двое, а то и трое человек. Это – повышенный риск не только для водителя, но и для пассажиров. Да и нагрузка на мотор возрастает в разы. Если кто-то свалится, это уже будет ДТП, отвечать за которое придется водителю.

Скутер – не грузовик. Перевозить что-либо, выступающее более чем на 0,5 метра за его габариты, запрещено.

Велосипедных дорожек в нашем районе нет, но уж если она вам попадется, ехать придется по ней, а не по проезжей части. Трамвайных путей у нас тоже нет, а если вы едете на скутере по двухполосной дороге по правой стороне, поворачивать налево и разворачиваться вам запрещено. Кроме того, скутер – не трактор. Буксировка скутером чего-либо запрещена.

Нужен ли шлем?

Многие юные и даже взрослые скутеристы, приобретя транспортное средство, не желают тратить деньги на шлем. Это неправильный подход. Во-первых, езда без шлема – нарушение ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф за езду без шлема или с незастегнутым шлемом: мотоциклистам – 500 руб. (ст. 12.6), скутеристам – 200 руб. (ст. 12.29).

Во-вторых, представьте себе ДТП с участием скутериста без шлема. Если будет сильный удар, человек вылетает из седла и падает на асфальт. А шлем мало-мальски защитит, и малолетний нарушитель останется живой и будет делать выводы на будущее.

В-третьих, шлем не приобретается скутеристами по еще одной причине. С недавних пор из уст в уста передается байка о том, что инспектор ГИБДД не имеет права организовывать преследование скутериста-мотоциклиста на служебной машине. Так вот, хочется предупредить всех лихачей-экстремалов – никакого документа, запрещающего преследование, нет! Инспекторы ГИБДД зачастую не гонятся за юными нарушителями только из гуманных соображений. Потому что водитель скутера, обнаружив преследование, может повести себя неадекватно и попасть в ДТП. Таким образом, шлем – это не то, на чем следует экономить. Если приобрели скутер, то уж, будьте любезны, разоритесь и на шлем.

Безопасных вам дорог!

Дмитрий УРЕЗКОВ

Фото А. Судомойкина

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031