Главная Общество Как бороться против бешенства?
28.05.2013
Просмотров: 2417, комментариев: 0

Как бороться против бешенства?

Бешенство, называемое ранее водобоязнью – серьезное заболевание животных и человека (антропозооноз). Постоянное существование этого заболевания в течение десятилетий и веков обуславливается, прежде всего, способностью возбудителя этой болезни существовать в большинстве млекопитающих нашей фауны, не только хищных, но и грызунов и копытных, не только домашних, но и диких.

Клинические проявления болезни наблюдаются не у всех животных, но вирусоносителями могут быть и зайцы, и белки, и все остальные. Основной же пассивный резервуар и аккумулятор заболевания — мыши-полевки (мыши рыжего цвета однотонные или с черной полосой вдоль хребта), основной активный резервуар — заражающиеся от них алиментарным путем (при поедании полевок) лисы.

По данным Большемурашкинской ЦРБ, отраженным в журнале учета обращений пациентов с повреждениями зубами и когтями теплокровных животных, в 2012 году отмечены покусы 41 человека. 31 из них – укусы собак, 8 укусов и царапин – от кошек, в том числе – неизвестная кошка одна, своих кошек 4, соседских кошек 3. Еще один покус – от куницы и еще один – от своего кролика.

Как рассказала мне Ирина Гуселева, ведущая журнал учета, из обратившихся – тринадцать детей до 14 лет. Все дети были госпитализированы, так как это делается всегда при таких обращениях , независимо от тяжести повреждения. Из взрослых госпитализированы трое с локализациями покусов и (или) царапин на лице и руках: руки, лицо, даже пальцы рук – считаются локализацией, опасной с точки зрения заражения бешенством. То есть, госпитализированных всего было 16 человек. Госпитализация бесплатная, она важна еще и потому, что при стационарном лечении может проводиться лечение иммуноглобулинами.

Прививки от бешенства (вакцинации антирабической вакциной) всем укушенным и поцарапанным, в том числе и негоспитализированным, тоже бесплатны, но их можно сделать только в стационаре, потому что вакцины хранятся в холодильнике. Срок наблюдения за такими пациентами 90 дней от повреждения, и в это время делаются прививки, но это не «сорок уколов», а всего 5, просто с большими интервалами, последний делается на девяностый день. Это – полный курс. Если животное известно и хозяева его принесли справку, что оно не бешеное, то курс вакцинирования сокращается (животное наблюдается десять дней от покуса, за это время выявляется, здорово оно или нет, даже тихая и атипичная формы бешенства исключается). В этом случае сразу после предъявления справки курс заканчивается.

— Иногда люди отказываются от вакцинирования (тогда они пишут письменный отказ, и мы его тоже регистрируем). Бывает, что отказа не пишут, просто забывают через 1–2 месяца об окончании курса. Мы стараемся напоминать, звоним, ведем патронаж, — сообщает Ирина Львовна.

За прошлые годы были тоже укусы самыми разными животными. Собаки, кошки, хорьки, крыса, хомяки, кролики, мыши… Мышь куснула, когда разбирали хворост, крыса — в подвале; кролики кусаются иногда в процессе их содержания, хорьки и другие дикие звери обычно кусают охотников. Даже крот был! Едва ли не единственное, с чем не обращались — с укусами от свиней, что даже странно, учитывая, какие рваные раны может оставить свинья. Были покусы от лисиц, а еще больше — обращений из тех местностей, где бешеная лиса не кусала людей, но покусала собаку или теленка, и тогда вакцинировали от бешенства всех, кто контактировал не только и с лисами, но и с укушенными ими собаками и теленком. Даже если ни собаки, ни тем более теленок никого не покусали. Но, возможно, было ослюнение (например, полизал теленок), или слюна лисы осталось в кормушке дворовой собаки, и в таких случаях лучше перестраховаться. Как-то раз полколхоза пришлось прививать, из нескольких деревень. Тогда бешеная лиса покусала собаку, а та, взбесившись, стала бегать по деревням, и с ней контактировали многие. И прививали всех — и людей, и собак, кто находился с этой собакой в контакте. А, например, в Ивановском кошка покусала почтальона, а потом собственную хозяйку. Тяжелых травм, рваных укусов было на моей памяти, примерно за десять лет, 3–4 случая, но летальных исходов — не было.

Основные обращения с покусами обычно – в теплое время, часть их связана с животными дачников.

Есть идея!

Повторюсь, что существование бешенства вообще и в природе в частности (это – так называемый природноочаговый антропозооноз) поддерживается, прежде всего, мышами-полевками. Именно полевки являются исходным и постоянным резервуарами бешенства, и только от них заражаются все питающиеся ими животные, прежде всего, лисы, которые несут бешенство всем остальным, кто встретится на пути, включая даже коров, коз, овец, кошек, свиней. При осенне-зимних миграциях полевок в жилые и животноводческие помещения угроза распространения бешенства, а также других опасных для человека болезней, включая тиф, резко возрастает, поскольку алиментарным путем могут заразиться и мышкующие домашние кошки и собаки, и даже свиньи, которые тоже не брезгуют грызунами. Следовательно, для пресечения опасности бешенства нужно ПРЕЖДЕ ВСЕГО сосредоточить внимание на борьбе с полевками и обязательно проводить регулярные дератизации. Затем – предупреждать занос бешенства лисами. Это — элементарные меры по снижению количества природно-очаговых вспышек инфекций, когда обезвреживается прежде всего постоянное звено потенциальной угрозы. Собаки же – одно из самых конечных звеньев, поэтому уничтожать бродячих собак, но при этом не трогать основных носителей – бессмысленно.

А основной активный резервуар бешенства — больных и потенциально больных лисиц в в 90-х годах отстреливали бригады охотников, хорошие результаты тогда же давали вакцинации диких животных вакцинами в капсулах, помещенных в приманку. Кстати, в советские времена и дератизация проводилась достаточно регулярно. Потому-то и бешенства было меньше.

Далее, именно вакцинациями лисиц в сочетании с контролем численности и содержания собак решают проблему борьбы с бешенством в Германии и других развитых странах. В принципе, так можно вакцинировать и бездомных животных — это несколько дороже, чем антирабическая вакцинация обычным способом, но, вероятно, дешевле, чем нанимать заезжих ловцов. Необходимо вакцинировать (хотя бы и через приманки) и кошек – известно, что среди немногочисленных пока случаев гибели людей от бешенства в Нижегородской области была даже беременная женщина – ветеринар, и виновной в ее смерти была именно кошка!!! Имеет, вероятно, смысл создать районный или межрайонный пункт передержки отлавливаемых собак, такие идеи озвучивались. Это, конечно, дорого, особенно, если проводить не только передержку, но и стерилизацию бездомных животных. Но услуги ООО «Фауны-НН» тоже недешевы! К тому же именно отлов с последующей передержкой и, при необходимости, стерилизацией соотносится с законом (ст. ст. 137, 209, 230, 231 ГК РФ и другие установления). Так же минимальная (десятидневная) передержка даже обязательна для собак, покусавших человека. Наконец, хорошими способами гуманного «сдерживания» роста численности бездомных собак и, соответственно, обезвреживание конечного числа заболевания будут стерилизация и последующий выпуск хотя бы части собак, соблюдение чистоты, сокращение количества свалок. Заодно и гигиена соблюдется, и люди будут здоровее хоть чем-то.

Любовь Линцова, биолог

От редакции

На наш взгляд, проблема борьбы с бешенством и бродячими животными, которые поднимает автор, ее предложения заниматься причинами явления заслуживают обсуждения. Эту точку зрения поддержал и главврач ЦРБ, глава МСУ р.п. Большое Мурашкино Н.А. Беляков. «Это актуальная тема», — сказал он в беседе с Любовью Аркадьевной Линцовой.

Действительно, можно бесконечно долго и затратно «бороться с бешенством», отлавливая бродячих собак, но, уважаемые борцы, а где результат? Может быть, если не депутаты, то члены Молодежной палаты Земского собрания возьмут этот вопрос на свой контроль?

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!