Главная Общество Исповедь комсомолки 50-х годов
14.10.2013
Просмотров: 2590, комментариев: 0

Исповедь комсомолки 50-х годов

На комсомольской стройке. СССР в картинках.

В комсомол я вступила в школе. Комсомольские билеты нам вручали в горкоме ВЛКСМ г. Ивацевичи. После получения диплома была направлена на работу в областную контору Госбанка г. Витебск, а оттуда – в Езерищенское отделение Госбанка, где удалось проработать с 1 августа 1956 года по июль 1959 года.

Через поселок Езерище проходили страшные бои, необходимо было много сил на восстановление поселка. Все комсомольцы активно участвовали в ликвидации окопов, рвов, в осушении и озеленении улиц. Также все комсомольцы организаций, учреждений и предприятий помогали колхозам. На работу шли с песнями, старались сделать получше и побольше. Мужчины косили сено, женщины работали на прополке, дергали и расстилали лен, копали картофель и все овощи, которые удалось вырастить. Зимой частенько приходилось работать в овощехранилище. Никто из комсомольцев не роптал, не возмущался. Все понимали, что для восстановления народного хозяйства необходим любой труд.

В 1957 году по всей Витебской области были развешаны плакаты с призывом к молодежи – приехать в Казахстан на строительство шахт в Караганде. Там обещали предоставить благоустроенное жилье, места в детском саде, обучить шахтерским, строительным профессиям, хороший заработок. В Езерищах у нас — ни жилья, ни детсада. Мы с мужем решили ехать в Караганду. Но в горкоме комсомола , куда я обратилась за комсомольской путевкой, мне отказали. Секретарь первичной комсомольской организации сказал: «Тебя сюда прислали, будь добра отрабатывать деньги, затраченные на твое обучение». Но мы с мужем были очень настойчивы: обратились в обком комсомола, где нам все же вручили путевки на комсомольскую стройку в г. Караганда, в распоряжение комбината «Карагандашахтстрой». За счет комбината нам было выдан аванс из подземных.

Отправились в путь в Витебского вокзала под духовой оркестр, который играл марш «Прощание славянки». Таких, как мы, набралось 9 вагонов – специальный состав. Ехали до Караганды 3,5 суток. Из окон вагонов на всем пути слышались песни, в основном, патриотические и больше всех: «Едем мы, друзья, в дальние края, станем новоселами и ты, и я. Мама, не скучай, слез не проливай, справим новоселье, поскорее приезжай!..».

В Караганде наш эшелон также встречали с духовым оркестром, автобусы развозили приезжих по шахтерским поселкам. Мой муж попал в Шахтинск, в пос. Ново-Долинка, где нам предложили комнатку в общежитии. Но муж нашел съемное жилье в частном секторе, и с августа 1959 года по апрель 1960 года мы проживали у частника, а в апреле мне дали 2-комнатную квартиру в п. Долинка, на улице Садовая, 5.

Шахтинск строился. Обком комсомола направил меня на работу в Долинское отделение Сбербанка. В 1962 году наше отделение было переведено в Шахтинск, а всему коллективу банка дали квартиры в новостройке – со всеми удобствами – с горячей водой, газом. Я с семьей и мама с папой (родители Леонтьевой тоже переехали в Караганду на постоянное место жительства – Р.) получили квартиры в соседних пятиэтажках.

Муж поступил на работу в шахту «Долинская»: он ее строил, выучился на машиниста электровоза и работал на шахте до 1973 года.

Шахты строили приезжие — люди разных национальностей и всех республик. Все были молоды, энергичны, очень дружны. По выходным все многочисленные предприятия организовывали вечера отдыха в нарядных шахт, а также выезжали на озеро Топар, прекрасное горное место Каракаралинск. За организацию отдыха отвечали комсомольские патрули, они же дежурили в ночное время во всех городах и поселках.

Забота со стороны государства была огромная, очень хорошее обеспечение. Во всех магазинах – молочные продукты, мясо говядины, баранины, конины, свинины было в избытке. На всех шахтах открылись столовые, буфеты, медпункты, работающие круглосуточно. Там можно было пройти все физлечение, назначенное врачами. Рабочий день — 4 часа, но не учитывалось время проезда автобусом до шахты и в шахте — до рабочего места. Все шахты работали в 4 смены, зарплата высокая: приезжали с одним чемоданом, а уезжали с контейнерами и машинами. Все шахтеры были обеспечены квартирами, детскими садами, бесплатным лечением. Для получения высокой пенсии мужчинам необходимо было иметь 15 лет подземного стажа и 50 лет возраста. (А в настоящее время в Казахстане пенсию шахтерам начисляют в 60 лет).

С развалом Советского Союза вся страна и Казахстан очень много потеряли всего хорошего. В объединении Карагандауголь из 29 огромных, прибыльных шахт осталось 9. Появилось огромное количество безработных и началось вынужденное переселение грамотных руководителей, служащих, рабочих. Многие руководители уехали: немцы в Германию, татары в Татарстан, чуваши в Чувашию, прибалты в свои республики, ну а русские кто куда, побросав все нажитое. В то время ничего нельзя было продать и вывезти, контейнеры поступали мало, а спрос большой. Перед распадом Союза обязали все предприятия перечислять деньги в Туранбанк, откуда получить их было невозможно, и все сбережения, страховки просто пропали. На всех лицевых счетах у всех были завещания получить деньги, а также предстоящую компенсацию. В 2004 году начали выплачивать, но в Казахстане установили очень короткие сроки. Вынужденные переселенцы не могли знать ничего о сроках и условиях выплаты. В декабре 2004 года Назарбанк прекратил выплаты, значит все сбережения государственные чиновники просто обворовали. Я неоднократно просила президента Казахстана Назарбаева С.А., российское посольство в Астане, по прямой линии общения с Медведевым, Путиным, Шанцевым поднять вопрос о неполученной компенсации перед Казахстаном. Отвечали: «Сроки выплаты окончены, нет оснований в выплате». Но почему госчиновники изменили без ведома вкладчиков завещания на вкладах, а установили такие замудренные, что переселенцам их никак не одолеть?

В настоящее время я живу в неблагоустроенном домике, без воды и тепла. Больше тысячи из пенсии уходит на лекарства.

Клавдия Леонтьева, Б. Мурашкино, ул. Хныгина, 7
 

Об авторе

Клавдия Александровна Леонтьева родилась в 1936 году в семье железнодорожников. В 1945 году ее родители проживали в Белоруссии, отец работал бригадиром пути на станции Ивацевичи. После окончания школы девушка окончила кредитный техникум по специальности «бухгалтер» и устроилась работать в отделение Госбанка БССР, пос. Езерище.

В конце 50-х годов она вместе с мужем уехала в Карагандинскую область Казахстана, на ударную комсомольскую стройку. Жили и работали в городе Шахтинск – центре Карагандинского угольного бассейна.

В настоящее время проживает в Большом Мурашкине, куда вынужденно переехала в 1998 году, имея звание «Ветеран труда». До 2011 года пользовалась ветеранской льготой, затем ее лишили и этого.

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!