Главная Общество Экотуризм. Заповедный Керженец
12.09.2014
Просмотров: 1804, комментариев: 0

Экотуризм. Заповедный Керженец

Начало экскурсии по экологической  тропе Пойма Керженца. Керженский природный биосферный заповедник..JPG

«Мы не унаследовали Землю у наших отцов. Мы взяли ее в долг у наших детей.»

Из газеты «Русская тайга», №4, 2014 год

«Заповедный» — означает кроме прочего «запрещенный, неприкосновенный». От этого происходит и слово «заповедник», которым называют место, где оберегается в естественном состоянии весь природный комплекс.

В заповедниках запрещены охота и рыболовство, собирание грибов, ягод, цветов, и, конечно, всякая хозяйственная деятельность. Все заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям (ООПП), их посещение строго регламентировано. Находиться здесь без сопровождения сотрудников нельзя, иначе легче легкого нанести территории вред.

Человеку в природном заповеднике отведена роль смотрителя и стража. А вместе с охраной здесь соседствуют специалисты по живой природе. Они ведут изучение естественного хода процессов, протекающих в природе без вмешательства человека, ежегодно дополняют списки видов животных, растений, грибов и лишайников, встречающихся на территории заповедника, и систематизируют полученные результаты своих наблюдений и экспериментов.

В конце августа автор познакомился с деятельностью первого и единственного в области природного биосферного заповедника «Керженский», что расположился на левом берегу реки Керженец (вторая река Нижегородчины по длине после Ветлуги), в Борском районе. Заповедник – ядро биосферного резервата «Нижегородское Заволжье», статус биосферного был получен в 2002 году – это решение международного координационного совета. Тем самым признано мировое значение этой ООПП. Здесь сохранились в естественном состоянии 30 торфяных болот, из которых вытекают ручьи и речки, питающие Керженец.

Сам Керженец берет начало в ковернинских таежных лесах и впадает в Волгу у села Макарьево под Лысковом. С переправы на макарьевский берег и началось наше путешествие в Керженский заповедник. За 40 минут паром перевез редакционный «уазик» на левый берег, к величественному Макарьевскому Желтоводскому монастырю. Отсюда по извилистой асфальтовой дороге мы помчались вперед, мимо заволжских сел и деревень. Пересекли два раза Керженец: сначала у Валков, где он довольно полноводен, потом еще раз перед въездом в п. Рустай, на самой границе заповедника.

Река тут сильно обмелела: здесь ее еще недавно переезжали вброд, никакого автодорожного моста не было в помине, только узкий мост для узкококолейной железной дороги на Кузьмияр. Кстати, узкоколейка тоже ушла в небыль: от нее осталась лишь насыпь. Наша дорога до Рустая от Макарьева заняла менее 2-х часов.

Несмотря на далеко не раннее утро, Рустай был словно вымерший: никто из местных жителей не показался нам на глаза. Кое-как нашли дорогу к экоцентру заповедника, определив его по российскому триколору. Здесь было намечено провести занятие экологической секции нижегородских журналистов. Основная группа, 12 человек, приехала специальным автобусным рейсом из Нижнего: несколько пишущих коллег, фотокорр «Земли нижегородской» А. Чепела, руководитель секции – Т.П. Селивановская.

В экоцентре гостям были искренне рады. Как нам рассказали позднее, заповедник ведет сегодня активную просветительскую работу среди разных категорий населения. Здесь организуют кружки для детей, проводят для них экологические конкурсы и викторины, показывают на экскурсиях объекты заповедника. Нас тоже провели по экскурсионной тропе по маршруту «Пойма Керженца», названия остановок на тропе говорят за себя сами: «Лесная поляна», «Пойменное озеро», «Поляна древностей», «Бобровая хата», «Жизнь ели» и т.д. На каждой из них методист отдела экологического просвещения зоолог Алена Муравьева, наш экскурсовод, рассказывала нам об особенностях того или иного объекта.

На территории заповедника в естественных условиях сосуществуют многие представители флоры и фауны этого затерянного среди цивилизации уголка заповедной природы, среди последних множество птиц (есть, к примеру, даже скопа, занесенная в Красную книгу: говорят, на территории области она гнездится только в пяти местах), млекопитающие представлены 46 видами. Из последних самая удивительная – это краснокнижная русская выхухоль, реликтовый зверек семейства насекомоядных, вид кротовых. Она водится только на территории России. Мех хохули (народное название) ценился выше бобрового. Самих бобров человек в прошлом веке в нашей области почти истребил, они сохранились только в самом глухом уголке Заволжья, но их в заповеднике сегодня насчитывают уже четыре сотни. Эти строители плотин ведут ночной образ жизни, и увидеть их живьем нам, конечно, не пришлось, только следы да поедки, зато видеофильм о том, как исчезнувшая уже к образованию заповедника в 1993 году выхухоль была здесь реакклиматизирована, нам любезно предоставили в подарок. В выставочных залах экоцентра мы увидели интереснейшие экспозиции с деревянными муляжами обитателей леса, искусно вырезанными в натуральную величину. Вот расселись по деревьям птицы лесные птицы – черный дятел, тетерев, иволга, клест, дрозд-деряба… А вот притаилась водяная куница – выдра, а там — редкая в природе хвостатая хищница-бродяга россомаха (тоже водилась здесь, сегодня, увы, уже нет). Это были именно муляжи, а не чучела – последних экоцентр не имеет принципиально!

В ближайших планах заповедника – реакклиматизация лесного северного оленя. Это красивое промысловое животное решено вернуть в Нижегородское Заволжье, для чего сначала оленей привезут в заповедник. Говорят, это должно произойти уже этой осенью. Представляете, как это будет здорово?! В 19-м веке это благородное животное еще промышляли предки нынешних заволжан…

Лично мне повезло увидеть еще один экомаршрут, совершенно новый. Он проходит по так называемому верховому болоту под названием «Вишенское». Здесь почти уже готова специальная тропа, с которой можно увидеть уникальный мир сфагнового болота. Мы прошлись по ней в сопровождении заместителя директора по охране Михаила Языкова. Все болото покрыто слоем пружинистого под ногами мха, здесь редко растут низкорослые сосенки, но оно привлекает к себе и зверей, и птиц; здесь много клюквы и других болотных ягод, которые служат им питанием. Тут можно встретить и медведя, и сохатого, и тетеревов, и кроншнепов, много певчих птиц. Над болотом плывет особый дурманящий запах багульника – этот кустарник пахнет даже тогда, когда отцвел – и стоит такая звенящая тишина… Кажется, вот-вот, и откуда ни возьмись появится перед глазами кикимора болотная, водяной дух и их дочка – «болотница». Только эти персонажи живут в народных сказках, а люди давно им не верят. Может быть, зря? Все-таки жили наши предки-язычники по законам Природы, не тревожили особо ее могучий и такой хрупкий мир. А нынче что? Вон, в Европе уничтожили свои сфагновые болота, эти природные накопители атмосферной влаги, и теперь мучаются от катастрофических наводнений после длительных дождей! Так-то вот не дружить с матушкой-Природой – себе дороже выйдет.

Руководитель Фонда поддержки развития биосферной территории (по международной терминологии – «резервата») «Нижегородское Заволжье» Елена Николаевна Коршунова тоже нашла время для общения с журналистами. По ее словам, сегодня перед экологами стоит новая задача – обеспечить развитие биосферной территории в сотрудничестве с теми людьми, которые живут по соседству. Для этого, говорит она, мало иметь охранную зону вокруг заповедника, необходимо включить в состав биосферной территории населенные пункты приграничных районов, создать переходную зону сотрудничества.

Задача не простая, потому что в российском законодательстве даже понятия такого нет – «биосферный резерват», не прописан сам порядок его образования. (Кстати, некоторые коллеги наделяют слово «резерват» негативным содержанием, что не имеет ничего общего с его значением – «сохраненный, оставленный в резерв, в запас.» – С.) Зато есть тенденция к созданию национальных парков, где разрешены туристическая и рекреационная деятельности. Слава Богу, в Минкомприролы уже отказались от идеи преобразовать Керженский заповедник в национальный парк, не найдя здесь привлекательного для развития экотуризма и рекреационной деятельности. Но небольшие группы, всего человек 45 в день, заповедник может принять. Конечно, не тогда, когда у зверей и птиц должно появиться потомство. В такое время стараются беречь покой диких животных и экскурсии не проводятся.

Телефон экоцентра: 8(831-59) 39-230.

Александр СВЕРЧКОВ
Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!